ДМС - ключ к привлечению и удержанию персонала
ДМС как бонус
С начала текущего года до лета 2025 года работодатели разместили на популярном ресурсе более 1,2 миллиона вакансий, где было упомянуто медицинское страхование как дополнительное преимущество для сотрудников, сообщила представитель компании. По сравнению с аналогичным периодом годом ранее доля таких вакансий выросла на 13%.
Наибольшее количество работодателей, предлагающих медицинское страхование своим сотрудникам, на текущий момент выявлено в области информационных технологий (более 200 тысяч предложений), финансовом секторе, розничной торговле, а также в нефтегазовой отрасли. Эти сферы занимают 53% рабочих мест с медицинским страхованием.
"Компании активно меняют свои подходы к страхованию сотрудников, - отметила она. - Расширяется охват: вместо страхования только для топ-менеджмента компаний все чаще страхуют всех сотрудников, включая рядовой персонал. Например, в сферах розничной торговли и логистики медицинское страхование указано в 70% вакансий для обычных сотрудников, для топ-менеджмента этот показатель достигает 98%. За год этот разрыв уменьшился более чем на 19%".
Также отмечается другая тенденция - персонализация программ, когда базовый пакет медицинского страхования для всех сотрудников обычно включает амбулаторно-поликлиническое обслуживание, скорую помощь и стационарное лечение.
"На рынке продолжается нехватка кадров и потребность в качественных социальных пакетах, следовательно, и спрос на медицинское страхование сохраняется, - заявили в компании. - Компании расширяют свои предложения, чтобы привлечь и удержать специалистов. Этот путь выбирают наиболее передовые страховщики. Это в первую очередь ведущие IT-компании, банки и другие финансовые учреждения, телекоммуникационные компании". Программы в этих компаниях уже были обширными, отметил страховщик, поэтому они улучшают пакеты медицинского страхования за счет дополнительных услуг, таких как лечение онкологии, других серьезных заболеваний, а наиболее передовые готовы оплачивать за индивидуальные программы долгосрочного управления здоровьем персонала. Их цель - не просто помогать больным сотрудникам, а совместно работать над улучшением здоровья коллектива.
Программы медицинского страхования для персонала все более часто внедряют не только крупные компании, но также малый и средний бизнес, сообщили в одной из страховых компаний. Сегмент малого и среднего бизнеса соревнуется с крупными работодателями и расширяет социальные пакеты для сотрудников, чтобы удерживать ценных специалистов, пояснили в компании. Главный спрос на медицинское страхование по-прежнему формируют IT-компании, финансовый сектор и предприятия нефтегазовой отрасли. Также услуги востребованы среди компаний из сферы розничной торговли и гостинично-ресторанного бизнеса. Наблюдается повышенный интерес к медицинскому страхованию в государственном секторе. Коммерческие компании предпочитают гибкие программы с возможностью настройки под потребности сотрудников, в то время как государственные структуры в основном предлагают стандартные пакеты.
"Промышленные предприятия, энергетическая отрасль и оборонно-промышленный комплекс все больше проявляют интерес к медицинскому страхованию для своих работников. Мы видим значительный рост числа запросов в регионах. Минимальный спрос остается в сферах искусства и культуры, гостиничного хозяйства и общественного питания, услуг для населения. В то время как в сегменте малого бизнеса спрос на медицинское страхование вырос вдвое", - подчеркнула представитель компании.
Компании стремятся сохранить бюджет на медицинское страхование прошлого года, сказал эксперт. Для тех, кому это очень важно, подбираются оптимизированные варианты - другие по ценовой категории клиники, программы с франшизой или с меньшим объемом покрытия. Однако никто не желает ухудшать социальный пакет, поскольку это влияет на лояльность персонала. Поэтому, учитывая инфляцию, компании в основном сохраняют условия программ медицинского страхования прошлого года. В структуре своего социального пакета каждая компания принимает индивидуальные решения - страховать ли топ-менеджеров и какие программы и клиники им предоставлять, страховать ли линейных сотрудников и по какой программе. "Здесь нет единого подхода. Но чем больше компания, чем больше в ней работников разного уровня, тем больше в медицинском страховании вариантов страхового покрытия", - пояснил эксперт.
В компании добавили, что компании все чаще используют корпоративное страхование не только как социальную льготу, но и как стратегический инструмент для управления здоровьем коллектива. Кроме стандартных опций медицинского страхования растет спрос на цифровые сервисы, психологическую поддержку и сложные медицинские процедуры.
Вопреки активному росту медицинского страхования, специалисты отмечают большой потенциал для дальнейшего развития этого сегмента. По данным Центрального Банка, к концу июня 2025 года число застрахованных работодателями по медицинскому страхованию работников составило 15,7 миллиона. Это значительно меньше числа трудоустроенных россиян (примерно 75 миллионов человек).
Россияне готовы пойти на уступки ради полноценного ДМС
Данные, предоставленные hh.ru, свидетельствуют о том, что каждый четвертый гражданин России готов снизить свою зарплату, если ему гарантировано полноценное Добровольное медицинское страхование. Согласно отчету компании, для многих соискателей данное страхование оказывается более привлекательным бонусом, нежели скромное увеличение заработной платы, особенно в условиях дефицита качественной медицинской помощи.