Блокировка средств на банковских картах в России
Клиенты российских банков все чаще сообщают о блокировке денег на картах. Такие жалобы массово появляются в рейтинге сайта Banki.ru. Наибольшее количество жалоб у клиентов сервиса «МТС Деньги», сообщают «Известия». В Центробанке пояснили, что речь идет не о технических сбоях, а о мерах по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. При подозрении в использовании схем с участием подставных лиц банки ограничивают дистанционное обслуживание и транзакции. При этом, как отметили в Росфинмониторинге, речь не идет о массовых блокировках — «антиотмывочное» законодательство не предусматривает такого подхода.
На разблокировку часто уходит несколько месяцев, отмечает эксперт по системам защиты банковской информации Николай Пятиизбянцев: «Есть ошибочные блокировки, есть блокировки с целью предотвращения мошенничества. Как только клиент подтверждает легитимность операций, блокировка моментально снимается в соответствии с законом. А есть, скажем так, репрессивные блокировки двух видов. Первый связан со 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов", когда банк подозревает клиента. Второй вид связан со 161-ФЗ, когда клиент является получателем похищенных денег.
Проблема заключается в том, что люди продают свои карты и счета другим. В этом месяце вступила в силу статья Уголовного кодекса, которая устанавливает ответственность за продажу карт и счетов для незаконной деятельности. Если человек попадает в базу данных ЦБ по дропперам, он может пойти в суд и доказать свою невиновность. Или он может просто закрыть счета и забрать деньги из банка, но это не спасет его от нахождения в базе данных, и если он откроет счет в другом банке, к нему будут применены те же самые меры».
Также в мае вступил в силу новый закон, ограничивающий переводы между физическими лицами — не более 100 тыс. рублей в месяц. Эта мера направлена против дропперов — подставных лиц, через которых обналичивают деньги. В условиях новых требований банки чаще ошибочно блокируют операции, отмечает экономист Сергей Хестанов:
«Преимущественно причиной для блокировки является необычно крупная сумма. Также важно, проводил ли ранее клиент какие-то переводы на этот счет. Обычно первый перевод имеет более высокие шансы быть заблокированным, если раньше деньги не поступали. Иногда причины блокировки трудно объяснить логически. Вероятность ложных блокировок возрастает при введении новых норм. Банки резко ужесточают политику, чтобы избежать нарушений. Я, например, предпочитаю иметь несколько счетов в разных банках, чтобы не рисковать. Были случаи, когда банк что-то считал подозрительным и заблокировал счет. Чтобы избежать стресса, я использовал альтернативу, а затем посетил банк и ответил на все вопросы».
Чтобы уменьшить риск блокировки, при переводе средств между физическими лицами стоит указывать назначение, подчеркивают в банках. Эксперты советуют работать только с продавцами и исполнителями, готовыми заключить договор и выдать чек, сообщают «Известия».