Жалобы финансовых потребителей в России
Свыше 241 тысячи обращений от граждан, пользующихся услугами финансовых компаний, поступило в Центральный банк России за первые девять месяцев 2024 года. Увеличение сожалений относительно активности банков является заметным.
В частности, количество жалоб на кредитные учреждения в целом возросло на 18,3%. Этот рост связан с желанием клиентов банков восстановить доступ к удаленному банковскому обслуживанию.
Начав действовать в июле, закон о противодействии мошенническим переводам предусматривает меры борьбы против вывода и обналичивания похищенных средств. Поэтому банки обязаны прекращать дистанционное обслуживание, если информация о причастности клиентов к мошенническим схемам поступает из базы данных Банка России о случаях и попытках мошенничества от правоохранительных органов в рамках информационного обмена. Тем не менее, люди имеют право оспорить включение своих данных в базу, обратившись в банк или прямо в ЦБ.
Жалоб на ОСАГО стало меньше на 31,4%, а на страхование от несчастных случаев и болезней – на 40,1%. Общее число обращений, касающихся активности страховых компаний, снизилось на 27,3%.
Жалобы на МФО уменьшились на 29,8%, в том числе за счет уменьшения числа претензий по поводу навязывания дополнительных платных услуг, мошеннической деятельности и недостоверной информации в кредитной истории.
С 1 июля 2024 года вступил в силу новый порядок обработки запросов от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Сейчас такие обращения направляются на рассмотрение в финансовую организацию, в отношении которой поступила жалоба. Из 87,8 тысячи жалоб, полученных ЦБ России за три месяца, около половины были рассмотрены финансовыми учреждениями самостоятельно.