Большинство пассажиров российских авиакомпаний летает только с ручной кладью.

Большинство пассажиров российских авиакомпаний летает только с ручной кладью.

Регионы
026
Рефинанс

Рост путешествий с ручной кладью

Как установлено, на российских авиарейсах нарастает доля пассажиров, путешествующих только с ручной кладью, в том числе за границу. Это изменение наблюдается у всех авиаперевозчиков, за исключением «Аэрофлота» и чартерных компаний, обслуживающих туристические рейсы. По данным авиакомпаний, чаще всего без багажа путешествуют студенты и пассажиры, летящие на короткие расстояния. Специалисты отмечают, что сокращение багажа — это мировая тенденция, поскольку авиакомпаниям выгодно экономить время на грузоперевозках и предпочитать коммерческие перевозки.

На многих рейсах авиакомпаний от 50% до 70% пассажиров путешествуют без багажа, причем у большинства предприятий статистика этого динамики возрастает, в зависимости от направления. Максимальный прирост был обнаружен в RedWings: по итогам первых трех месяцев 2025 года 61% пассажиров на внутренних линиях выбрали билеты без багажа. В 2024 году таких пассажиров было 55%, в 2023 году — 59%, в 2022 году — 36%. Этот авиаперевозчик наблюдает увеличение спроса на такие тарифы и на международных маршрутах: за первый квартал этих годов доля безбагажных пассажиров оставалась на уровне 2024 года — 49%, в 2023 году — 38%, в 2022 году — 23%.

В S7 отмечают, что в 2019 году пассажиры без багажа составляли 60%, а теперь их количество превысило две трети. Однако половина пассажиров, покупая билеты без багажа, приобретают его при регистрации. В «Уральских авиалиниях» доля пассажиров без багажа на внутренних рейсах составляет 63%, соответствуя уровню 2022 года. На международных рейсах этот показатель вырос с 7% до 15%. В Smartavia пояснили, что многие пассажиры выбирают ручную кладь вместо багажа.

В «Аэрофлоте» подчеркивают, что доля пассажиров, летящих без багажа, остается высокой. За первый квартал 2025 года на внутренних рейсах эта цифра осталась на уровне 46%, в то время как на международных маршрутах она снизилась с 32% до 21%.

У чартерных авиаперевозчиков, обслуживающих курортные направления, свои особенности. В AzurAir уточнили, что пассажиры без багажа на их рейсах не являются обычным явлением, поскольку туристы чаще всего отправляются в поездки на длительный срок.

Рост спроса на безбагажные билеты замечают также сервисы по продаже авиабилетов.

Изменения в предпочтениях безбагажных пассажиров

Данные от сервиса «Путешествия» Т-Банка указывают на рост числа путешественников без багажа на международных рейсах с 2022 по 2024 годы с 43% до 50%. В то же время на внутренних перелетах этот показатель уменьшился с 81% до 77%.

«Авиасейлс» сообщает о росте бронирований без багажа на международные рейсы в 2025 году до 58%, в то время как в 2023–2024 годах этот показатель не превышал 42%. На внутренних рейсах доля пассажиров без багажа снизилась до 72% по сравнению с 74–77% в 2024 и 2023 годах.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит от банков, фондов и частных инвесторов на выгодных условиях
Получить кредит

Тенденции путешествий: багаж или без него?

В отчете Т-Банка отмечается, что к концу 2024 года закономерно стало увеличиваться число пассажиров, путешествующих без багажа на популярных маршрутах. Например, в Санкт-Петербург без чемоданов отправились 91% клиентов, в Москву — 85%, а в Сочи — 71%. Эксперты отметили, что на более коротких рейсах и ближе к дате вылета пассажиры чаще решают обойтись без багажа. По данным сервиса, только 13% путешественников на внутренних рейсах продолжительностью менее двух часов решают взять с собой чемодан, в то время как на длительных перелетах более пяти часов этот показатель увеличивается до 51%. Например, в города Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Владивосток с багажом летели 87%, 78% и 70% пассажиров соответственно.

Наиболее значительные изменения произошли на зарубежных туристических направлениях.

Процент путешественников, прибывающих в Таиланд с багажом, упал с 79% в 2022 году до 44% в 2024 году. Тенденция снижения также наблюдается в Турции (с 40% до 29%) и на Мальдивах (с 71% до 56%). В то же время, в странах, где пребывание планируется более длительным или перевозка багажа является социальным нормой, доля пассажиров, берущих чемодан, остается высокой. Например, в Японию, Южную Корею и Таджикистан путешествуют с багажом 93–100%.

В «Аэрофлоте» подтверждают, что высокая нагрузка багажом сохраняется как на дальневосточных направлениях, где она близка к 100%, так и на международных рейсах в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Самые активные путешественники с багажом — это пассажиры, летящие в Гонконг, Киргизию, Египет и Китай.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Багаж на возвратных рейсах

В AzurAir подчеркнули, что грузы путешественников увеличиваются на пути домой: например, в 2024 году средний объем багажа с России в Турцию составлял 10 кг, а при обратном пути — 13 кг.

В «Уральских авиалиниях» отметили, что наибольшее количество грузов у клиентов, летящих в Таджикистан и обратно (99%), Киргизию (93%) и Узбекистан (52%). В Китай и обратно с багажом путешествуют 54% пассажиров, в ОАЭ — 51%. Наименьший объем багажа приходится на полеты в Армению (28%), Азербайджан (25%) и Турцию (15%).

Самые легкие путешественники

В «Аэрофлоте» определили, что чаще всего без багажа путешествуют пассажиры в возрасте от 25 до 44 лет (42%), в то время как наименьшая доля — среди людей старше 65 лет (33%). Летом пассажиры с багажом планируют поездки заранее, а у путешественников без багажа глубина бронирования остается стабильной на уровне 20–25 дней: «Это может указывать на более спонтанный характер путешествий легким весом». В «Путешествиях» Т-Банка отмечают, что клиенты до 25 лет стремятся к «легкости и мобильности»: в этой категории только 15% брали багаж на внутренние направления. Почти четверть путешествующих с чемоданом в возрастной группе 45–54 года. Сервис также подтверждает склонность к спонтанности у таких клиентов: почти каждый третий безбагажный пассажир — 38% — приобретает билеты за десять дней и менее. Среди тех, кто летит с багажом, таких спонтанных путешественников вдвое меньше — всего 19%.

В Smartavia отмечают, что помимо студентов чаще летают налегке также и пенсионеры. В S7 подчеркнули, что пассажиры корпоративного сегмента чаще выбирают тарифы с багажом, чем розничные клиенты. В RedWings различий по возрастам не обнаружено: средний возраст пассажира с бронированием без багажа в 2024 году — 37 лет, с багажом — 39 лет. Но глубина бронирования по безбагажному тарифу в 2025 году, добавили там, «рекордная» — 40 дней, в прошлые годы она составляла 21–26 дней.

Тренд на уменьшение багажа дошел до России от зарубежных недорогих авиакомпаний несколько позднее, считает главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Чтобы оставаться конкурентоспособными наряду с западными недорогими авиакомпаниями, компании с полным обслуживанием ввели безбагажные тарифы намного раньше». В РФ также изменяется модель потребления авиаперелетов: «Уже нет ситуаций, когда советский человек на всякий случай берет с собой большой чемодан». Кроме того, как в России, так и в мире, появляется все больше «зумеров, не склонных к накоплению ни дома, ни в самолете». Желание сэкономить, путешествуя без багажа, также выгодно сами авиаперевозчикам, добавляет эксперт. Во-первых, компании зарабатывают на тех, кто покупает эту услугу в аэропорту, а во-вторых, коммерческая погрузка для них гораздо более прибыльна с учетом роста интернет-торговли.

Авиакомпании по всему миру побуждают пассажиров минимизировать багаж, чтобы уменьшить расходы на наземные службы и зарабатывать на грузовых перевозках, утверждает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Статистика также напрямую зависит от направления: при трансатлантических перелетах или на курортных направлениях багаж будет иметь минимум у 50% — от одного чемодана на семью. А на коротких внутриевропейских рейсах, говорит специалист, около 80% пассажиров летают с ручной кладью.

Читайте также
Рынки стали в кризисе: рекордный спад спроса и цен требует господдержки
Финансы
Рынки стали в кризисе: рекордный спад спроса и цен требует господдержки
Рынок стали переживает глубокий кризис: высокий летний спрос не оправдал ожиданий, усугубив и без того сложное положение отрасли. Цены и спрос на металл достигли минимальных значений, заставляя металлургов искать господдержку. Ъ-Review исследует, как индустрия справится с перепроизводством, низкими ценами и замедлением строительства.
01 октября
07
Финансовая грамотность для бизнеса в 2025 году: Полное руководство по управлению деньгами для устойчивого роста
Бизнес
Финансовая грамотность для бизнеса в 2025 году: Полное руководство по управлению деньгами для устойчивого роста
Для предпринимателя деньги — это не просто ресурс, это кровь бизнеса, его язык и главный измеритель успеха. В 2025 году, в условиях высокой волатильности, ужесточения конкуренции и быстрой смены правил игры, финансовая грамотность перестала быть опцией для «бухгалтерии». Она стала ключевой компетенцией собственника и топ-менеджмента, определяющей, кто выживет, а кто вырастет в разы. Это не про знание бухгалтерских проводок, а про стратегическое видение: куда течет каждый рубль, как он превращается в активы и как защитить компанию от неожиданностей. Данный материал — это исчерпывающее руководство, которое поможет вам перейти от реактивного «тушения пожаров» к проактивному управлению финансами, превратив их из головной боли в главный инструмент вашего влияния.
30 сентября
06
Самозанятые в России: история развития, динамика роста, ключевые преимущества и грядущие налоговые изменения с 2026 года
Финансы
Самозанятые в России: история развития, динамика роста, ключевые преимущества и грядущие налоговые изменения с 2026 года
Самозанятые в России: история НПД, рост числа до 13 млн, преимущества режима и грядущие налоговые изменения с 2026 года. Аналитика, факты, прогнозы в статье!
24 сентября
025