Госдума приняла законопроект о правке федерального бюджета
Законопроект о новых параметрах бюджета был внесен на рассмотрение Госдумы в мае. Поправки привели к снижению доходов и увеличению расходов, что увеличило плановый дефицит бюджета. Однако ненефтегазовая часть доходов остается стабильной и даже растет, что позволяет правительству увеличить расходы за счет дополнительных доходов. Некоторые средства также будут направлены на социальные программы и военные нужды.
Таким образом, проблемы бюджета на 2025 год связаны преимущественно с нефтегазовыми доходами.
Снижение доходов от добычи газа
Финансовые поступления от эксплуатации и сбыта природного газа уменьшатся с 10,9 триллионов до 8,3 триллионов рублей, что соответствует сокращению на 2,6 триллиона рублей, или почти на четверть. Этот факт вызван снижением прогноза средней стоимости российской сырой нефти в текущем году с $69,7 до $56 за баррель, а также корректировкой валютного курса с 96,5 рублей за доллар до 94,3 рубля за доллар (укрепление рубля снижает выручку экспортеров и соответственно налоговые отчисления).
По данным Министерства экономического развития, средняя цена Urals составила $59 за баррель в марте этого года и $54,8 в апреле. Эти значения ниже как исходных, заложенных в бюджет (позднее оказавшихся значительно завышенными), так и цены отсечения в $60, которая является минимальной для выполнения расходной части бюджета (при превышении этого уровня дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального благосостояния).
Сохранение такой непростой для государства ситуации вызвало размышления о необходимости понижения цены отсечения для уменьшения зависимости расходов бюджета от цены нефти и накопления больших резервов. Однако сменить данный ключевой параметр "на лету" власть не решилась — такое изменение предполагает более строгий контроль над объемом расходов, что в настоящих обстоятельствах (включая военное действие на Украине) крайне маловероятно.
В ходе обсуждения бюджета в Государственной Думе Антон Силуанов заявил, что обсуждение изменения цены отсечения нефти возможно при разработке бюджета на 2026–2028 годы.
По его мнению, "необходимо рассмотреть, возможно," насколько порог в $60 за баррель "сегодня соответствует тем уровням, которые позволяют нам обеспечить не только сохранение, но и пополнение Фонда национального благосостояния".
Станет уже летом начало работы над следующим бюджетом и спорная дискуссия, по-видимому, будет очень многосложной. В конце апреля министр высказывал необходимость преобразования цены отсечения, но уже в начале мая сообщил, что в планировании трехлетнего бюджета такой темы не будет. Но по формулировкам Антона Силуанова, тема вновь вернулась в повестку дня, однако исход обсуждения остается неопределенным. "Я не призываю к принятию таких решений уже завтра. У нас пока нет таких решений в правительстве. Однако это тема, над которой надо задуматься", — поделился он с журналистами после заседания.
ФНБ: аккуратное отношение к новым тратам
Пока же министр подчеркнул, что в данной конъюнктуре необходимо осторожно относиться к свежим расходам из ФНБ. На данный момент ситуация обстоит благополучно: в отличие от предыдущих лет, в текущем 2025 году объем средств, изъятых из фонда для покрытия дефицита, незначителен — 447 млрд рублей (тем не менее, до внесения изменений этого вообще не предполагалось). В 2023 году на покрытие дефицита из ФНБ потрачено значительно больше — 3,5 трлн рублей, в 2024 году — 1,3 трлн рублей. Ранее министр отмечал, что желательно привести ликвидные активы ФНБ к уровню трехлетнего обеспечения финансирования активов в условиях стрессового развития ситуации на рынке нефти. Следует отметить, что на текущий момент (по данным на 1 мая, предоставленным Минфином) объем ликвидных активов фонда составляет 3,3 трлн рублей — это сумма, достаточная для обеспечения как одного года, так и гораздо более длительного периода, в зависимости от обстоятельств.