Процесс бюджетного утверждения в регионах
Налоговые поступления на Дальнем Востоке
Елена Юрьевна, давайте рассмотрим числа. Сколько налогов было собрано на Дальнем Востоке и перечислено в общий бюджет государства за прошлый год?
Елена Агешина: В общей сложности налоговые поступления на Дальнем Востоке в 2024 году составили 1698 миллиардов рублей, что превышает показатели 2023 года на 11%. Доля участия региона в общих налоговых поступлениях в России осталась на уровне 4%. Этот показатель соответствует его доле в общем объеме добавленной стоимости (6,7%).
Какие отрасли экономики на Дальнем Востоке вносят основной вклад в налоговые доходы?
Елена Агешина: Основную долю налоговых доходов формируют три сферы: добыча полезных ископаемых, торговля и строительство. Доля добычи полезных ископаемых составляет 39% от всех налоговых доходов. Эта отрасль генерирует значительные суммы налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговое бремя в этой сфере составляет 46%. Торговля вносит в общий объем 13%. Однако налоговая нагрузка здесь одна из самых низких - всего 3%, что объясняется высокой долей малых и средних предприятий с льготными налоговыми ставками.
Доходы от строительства составляют 8%. Это стабильно развивающаяся отрасль, что подтверждается высокими объемами НДФЛ и НДС. Налоговая нагрузка в секторе строительства составляет 14%. Поэтому стимулирование инвестиционных проектов и жилищного строительства играет важную роль в обеспечении экономической устойчивости. Также следует отметить, что регионы с большим объемом жилищного строительства увеличили налог на имущество физических лиц на 67%.
Часто возникает жалоба на то, что большая часть собранных налогов уходит в федеральный бюджет. Но сколько именно мы передаем?
Елена Агешина: Часть налогов идет в федеральный бюджет, часть - в региональные и местные бюджеты. Например, весь НДС, основной налог, поступает в федеральную казну, а также налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, акцизы. Часть НДФЛ сверх 13% также направляется в федеральный бюджет, оставшаяся доля - в региональные и местные бюджеты. Транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций полностью поступают в регионы.
По итогам 2024 года с Дальнего Востока в федеральный бюджет было перечислено 511 миллиардов рублей налоговых доходов, что составляет 2% от всех отчислений по стране. По сравнению с 2023 годом регион увеличил свои налоговые платежи на 20%.
Какие регионы Дальнего Востока вносят больше всего в федеральный бюджет?
Елена Агешина: Основной вклад в федеральный бюджет (78%) вносят два региона, специализирующиеся на добыче углеводородов. Первое место занимает Сахалинская область с 220 миллиардами рублей, где основную долю составляет налог на прибыль по соглашениям о разделе продукции (162 миллиарда). На втором месте Якутия, внесшая 183 миллиарда рублей, где преобладает НДПИ от добычи нефти (124 миллиарда).
Межбюджетные трансферты и обеспечение регионов
Теперь необходимо узнать, сколько регионам возвращается через межбюджетные трансферты.
В прошлом году общая сумма составила 457 миллиардов рублей. Межбюджетные трансферты включают дотации, субсидии и субвенции. Субсидии (41% в 2024 году) предоставляются для конкретных расходов, таких как поддержка бизнеса, помощь семьям с детьми, строительство дорог и другой инфраструктуры. Региону необходимо добавить собственные средства для получения субсидии и соответствовать условиям её предоставления.
Иногда в Дальневосточном регионе возникают сложности, связанные с условиями получения субсидий из-за строгих критериев. Однако для дальневосточных регионов установлены особые условия, включающие повышающие коэффициенты и сниженные требования, особенно в сельском хозяйстве.
Субвенции направлены на финансирование расходов, связанных с передачей полномочий Федерации региональным или местным органам.
Дотации используются для уравнивания уровня экономического развития и стоимости жизни в различных регионах. В прошлом году они составили 42% межбюджетных трансфертов в Дальневосточном регионе.
Таким образом, регионы с высокими тарифами, суровым климатом и низкой транспортной доступностью получают дополнительные средства из федерального бюджета на обеспечение своих жителей. Некоторые регионы, такие как Сахалинская область, не получают дотации. В будущем суммы дотаций для Приморского края, Амурской и Магаданской областей будут сокращены, так как их налоговый потенциал начинает расти.
Таким образом, "малообеспеченные" регионы с большим населением находятся в более благоприятном положении, получая значительные дотации из федерального бюджета для поддержания уровня жизни их жителей.
Дотации и налоги: балансирование бюджетов регионов
Елена Агешина: Если говорить о механизме распределения трансфертов, то да. Часто дотации кажутся таким территориям более предпочтительными. Особенно это прослеживается на местном уровне.
Были случаи, когда власти дальневосточных субъектов предлагали муниципалитетам заменить расчетную дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ. И те отказывались! Собрать НДФЛ сложно: скажем, если у фермера на поле работает "помощник", но зарплату он официально получает очень скромную, то и налог поступит минимальный. Не говоря уже о более серьезной теневой занятости. А дотация - это гарантированные средства.
Но ведь не только из трансфертов складываются бюджеты регионов и муниципалитетов, территории имеют и собственные доходы. Учтите, что слишком дотационные регионы имеют меньше самостоятельности, их расходы контролирует федеральный минфин. Это практически внешнее управление. Кроме того, бедность приводит к тому, что начинают потихоньку вымываться остальные ресурсы. Главное - уезжают люди. Конечно, более обеспеченному региону может быть "обидно", когда он остается без дотации, но ее отсутствие означает, что это устойчиво развивающаяся территория. А уж если у вас диверсифицированная экономика, как в Приморском крае, то совсем хорошо.
Чем именно хорошо?
Елена Агешина: В сложные времена такие экономики меньше лихорадит. 80 процентов всех налоговых сборов на Дальнем Востоке обеспечено налогами на прибыль, НДФЛ и НДПИ. Последние два тесно связаны с динамикой нефтегазового сектора, и, как мы уже сказали, большая их часть генерируется Республикой Саха (Якутия) и Сахалинской областью. Но нюанс в том, что колебания цен на сырьевых рынках делают эти поступления волатильными.
Нынешнее снижение темпов деловой активности и цен в нефтегазовом секторе в краткосрочном периоде приведет к уменьшению отчислений от прибыли и добычи. НДФЛ будет более стабильным, в том числе по причине высокой занятости населения Дальнего Востока в секторе "Государственное управление и социальное обеспечение" - сейчас это большой плюс для макрорегиона. В отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, небольшая доля занятости. Гораздо выше - в пищевой промышленности, торговле, услугах, то есть в малом бизнесе. Как бы ни было трудно находить новые ниши, которые смогут компенсировать доходы, формирующиеся в добывающем секторе, этим надо заниматься обязательно.
Ускоренное в последние годы развитие Дальнего Востока привело к увеличению налоговых сборов?
Елена Агешина: Связь ключевых налогов и результирующих макроэкономических показателей в 2020-2024 годах в ДФО не является однозначной. Например, темпы роста ВРП опережали аналогичный показатель по налогам на душу населения. С одной стороны, это свидетельствует о неравенстве в распределении доходов, с другой - говорит о положительных импульсах в реализации инвестпроектов с применением льготных режимов налогообложения, например, в ТОР, СПВ, АЗРФ. Но это сокращение диспропорций в ВРП и налогах обязательно будет компенсироваться по мере завершения сроков применения преференций. И могу сказать, что во всех прогнозах заложен рост поступлений в бюджеты. То есть предприятия, работающие в преференциальных режимах, в обозримой перспективе начнут платить налоги в полном объеме.


