Новая железнодорожная магистраль для якутского коксующегося угля
Уникальная железная дорога на Дальнем Востоке
Торжественное открытие маршрута было инициировано главой России, Владимиром Путиным в ходе Х Восточного экономического форума. Протяженностью в 531 километр, путь, соединивший Якутию и Хабаровский край, уникален как первая в Российской Федерации частная железная дорога такого масштаба. Эта линия стала третьей важной артерией на Дальнем Востоке в дополнение к Транссибу и БАМу.
Идея построить независимую дорогу от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до побережья в Хабаровском крае была предложена в июле 2021 года. Этот проект был обсужден на совещании в правительстве России, где обсуждалась модернизация Байкало-Амурской магистрали. Строительство началось уже через год. Компания "Эльга" изначально планировала вложить пять лет в строительство - с 2023 по 2027 год, а запустить дорогу только к 2028 году. Однако, планы изменились, и компания решила довести строительство новой железнодорожной ветки и порта к завершению к 2024 году. Для компании, входящей в топ-3 российских производителей угля, это стало необходимостью в связи с растущим объемом добычи.
Добыча угля на Эльге стремительно увеличивается. По данным правительства Республики Саха, если до 2020 года добыча составляла около пяти миллионов тонн, то уже в 2022 году превысила 20 миллионов. "Из-за изменчивой экономической ситуации некоторые аспекты стратегии развития корректируются, но общая цель остается прежней - достичь годового объема добычи угля в 45 миллионов тонн к 2025 году", - подчеркнул генеральный директор компании, Александр Исаев.
Конкретно коксующийся уголь с Эльги, с минимальным уровнем серы и фосфора, сравнивается с высококачественными углями австралийских месторождений. Это делает его весьма востребованным на мировом рынке. Однако текущие железнодорожные пути не в состоянии обеспечить вывод таких объемов к морским портам. Решением стало создание собственной транспортной магистрали. "Создание собственного логистического дальневосточного кластера с Тихоокеанской железной дорогой и терминалом "Порт Эльга" обеспечит комплексную доставку добытого угля", - рассказал Александр Исаев.
Проект считался нереализуемым экспертами: сложный маршрут, требующий строительства в горах и отдаленной тайге, в безлюдном районе. Ближайших населенных пунктов тут не было на десятки километров вокруг.
Однако, за два года угольные компании смогли справиться. Работы не прекращались даже зимой, когда температура опускалась до 60 градусов мороза. Дорога начала функционировать еще при не завершенном состоянии: уже уложенные железнодорожные пути использовались для поставки материалов для продолжения строительства Тихоокеанской железной дороги.
С ноября 2024 года она начала работать в тестовом режиме. "Такой способ позволил проверить все системы управления в реальных условиях, выявить особенности движения на различных участках и определить зоны, требующие дополнительного внимания", - объяснил Александр Исаев.
По информации от УК "Эльга", за полгода по Тихоокеанской железной дороге было доставлено два миллиона тонн угля. Отметили, что создано три тысячи рабочих мест, длина путей составляет 626 километров, на пути 18 станций и более 550 инженерных объектов, включая шесть мостов. При строительстве мостов использовали те же конструкции, что и при создании БАМа.
В настоящее время, по Тихоокеанской железной дороге, ежедневно курсирует до 18 пар грузовых поездов - две тысячи вагонов.
- В царское время был построен Транссибирский железнодорожный путь, в советское - БАМ, - отметил глава Хабаровского края, Дмитрий Демешин. - Теперь введена Тихоокеанская железная дорога. Это обеспечило прямой транспортный маршрут между Хабаровским краем и Якутией! - Этот путь с возможностью перевозки до 50 миллионов тонн в год стал двигателем роста для Якутии и северных территорий Хабаровского края. Особую значимость имеет это для Хабаровского края, ведь эта магистраль продолжается прямо к портовой инфраструктуре нашего побережья.
Развитие угольной промышленности в Якутии
- Новая железнодорожная артерия, - прокомментировал собеседника глава Республики Саха Айсен Николаев, - позволит нашему якутскому коксующемуся углю успешно выходить на Азиатско-Тихоокеанские рынки. Кроме того, она станет мощным стимулом для развития Южной Якутии. Если семь лет назад наши шахтеры добывали 18 миллионов тонн угля, в прошлом году этот показатель увеличился до 49 миллионов, а в этом году планируется достичь рубежа в 50 миллионов тонн.
Значительная часть этого объема будет направлена по новой транспортной магистрали. Вместе с тем Тихоокеанская железная дорога приумножит свою ценность: угольщики смогут отправлять свою продукцию по этому пути, тем самым разгрузив часть перевозочных мощностей на БАМе и Транссибе.
Исполнение данного проекта обошлось в 146,6 миллиарда рублей, хотя изначально инвестиции были оценены в 97,1 миллиарда. Предполагается, что Тихоокеанская железная дорога, построенная полностью за счет частных средств, окупится менее чем за семь лет. В то же время в апреле текущего года компания приступила к строительству второго пути на пока еще однопутной Тихоокеанской железной дороге.
Тихоокеанская железная дорога - лишь часть транспортного портфолио угольной компании. У Эльгинского месторождения уже построен аэропорт, а его авиарейсы охватывают восемь направлений, включая Нерюнгри, Якутск, Новосибирск, Кемерово, Благовещенск, Красноярск.