Увеличение доли россиян, работающих по специальности
С 2014 года в России увеличилась доля жителей страны, трудящихся в соответствии со специализацией, полученной в процессе обучения, свидетельствуют данные недавнего исследования РАНХиГС. Повышение спроса на рабочую силу могло способствовать тому, что многие специалисты, в конце концов, обнаружили подходящие для них предложения в своей сфере. Смена поколений также оказала влияние на этот процесс, поскольку с исчезновением с рынка труда людей, потерявших связь со своей первоначальной профессией в 1990-х годах, на их место приходит молодежь, более внимательно выбирающая образовательный путь с учетом своих карьерных планов.
За последнее десятилетие в Российской Федерации увеличилась доля занятых, чья текущая деятельность связана с образованием, полученным в учебных заведениях. Эти данные были представлены в работе "Российский рынок труда в поисках баланса" ведущим научным сотрудником центра ИНСАП ИПЭИ РАНХиГС Виктором Ляшоком.
Долгое время несоответствие между занятостью и образованием считалось основным дефектом среднестатистического российского работника, что негативно сказывалось на эффективности труда и его оплате. Одной из причин этого явления считалась неравномерная привлекательность различных вузов, что приводило к большему числу студентов, заинтересованных в получении профессий в области экономики или права, даже при уменьшающемся спросе на таких специалистов на рынке труда.
Так, в 2014 году около 39,2% людей работали вне своей специальности, к 2024 году этот процент значительно сократился до 36,3%. В то же время доля работников, занимающихся по специальности или на должностях с аналогичными профессиональными требованиями, увеличилась с 55,3% до 57,6%. Согласно исследованию, такой рост "характерен для работников всех уровней обучения".
Один из аспектов автор выделяет два основных момента.
- Первый - это уход на пенсию поколений, получивших образование в эпоху СССР и, после адаптации к новым экономическим условиям после 1990-х годов, оказавшихся частично ненужными на рынке труда.
Их согласие на любую доступную работу зачастую приводило к утрате связи с первоначальной профессией. Повышенный интерес граждан к получению образования экономиста или юриста в последующие годы во многом объясняется тем, что такие дисциплины считались универсальными и применимыми в различных сферах экономики, основываясь на предпочтениях работодателей 1990-х.
Причины изменений в системе образования
- Вторая причина — адаптация образовательной системы к потребностям рынка труда в последние годы и изменение приоритетов абитуриентов.
Эксперты также выделяют и другие факторы. "Можно предположить, что из-за нехватки специалистов у людей появилось больше возможностей найти работу в любой отрасли. Если раньше они работали не по своей специальности из-за отсутствия хороших вариантов, то с разогревом рынка труда эта проблема стала менее актуальной,"— говорит Денис Каминский, партнер компании FutureToday. Напомним, что уровень безработицы в 2023–2024 годах в России упал до исторического минимума из-за быстрого роста числа вакансий, предлагаемых компаниями.
Одновременно, по словам главы Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Ильи Иванинского, для дальнейшего увеличения числа специалистов, работающих по профилю, необходимо изменить подходы к обучению. "Важно предоставлять студентам разнообразные знания на начальных курсах, не требуя сразу определиться с конечной профессией. Если они выберут ее на третьем-четвертом курсе, это решение будет более обдуманным и с большей вероятностью приведет их к работе по специальности в будущем,"— отмечает он.

