Россия: дефицит замороженных ягод
Замороженные ягоды: рыночные тренды
Примерно 80% мороженых ягод привозится из-за границы на российский рынок, по словам главы Ягодного союза Игоря Бугорского. Главным образом, поставки идут из Сербии, Китая и Египта. Ведение данного бизнеса в России невыгодно. "Приобретение сырья в период сбора и последующая переработка и продажа продукции требуют значительных инвестиций. При существующей ставке и условиях кредитования малая рентабельность заставляет производителя практически уходить в минус", - поясняет он.
Прошлый год осложнился неурожаем как в России, так и в других странах-поставщиках. В 2024 году рубль ослаб. В результате цены на замороженные ягоды серьезно возросли, отмечает Бугорский.
Местные инвесторы готовы расширять производство замороженных ягод при смягчении кредитно-денежной политики. Популярность продукции стабильно возрастает, под воздействием тренда на здоровое питание, сообщает Бугорский.
Спрос на ягоды в России заметно превышает предложение - самообеспечение страны ягодами составляет около 20%, по оценкам директора АПК "Рексофт Консалтинг" Андрея Кучерова. Импорт свежих и замороженных ягод в 2024 году превысил 140 тыс. тонн (в основном клубнику и малину), оставаясь на уровне 2023 года по оценке Кучерова.
Производство замороженных ягод выросло по предварительным данным Росстата на 18,9% в 2024 году - до 20,7 тыс. тонн. "Рост объема производства обусловлен повышением урожайности ягодных культур (рост на более чем 18% за десять лет) и новыми технологиями выращивания ягод в закрытом грунте круглый год", - поясняет Кучеров. Впрочем сборы плодово-ягодных культур в 2024 году сократились на 15,1% из-за заморозков в мае - до 1,6 млн тонн. Однако в 2025 году ожидается увеличение производства плодовых культур. По мнению Кучерова, урожаи будут продолжать увеличиваться как минимум до 2030 года.
Производители настоек и наливок, использующие в основном дикорастущие ягоды, имеют определенное преимущество. Таких ягод, как брусника, клюква, рябина и другие, в основном хватает на внутреннем рынке, говорит Бугорский. "У нас достаточно сырья для этой категории продукции", - считает он.
Погодные условия могли повлиять на сбор дикорастущих ягод, что привело к повышению цен на них и к неожиданным финансовым затратам у производителей спиртных напитков, предполагает Бугорский.
Компания LADOGA закупает ингредиенты для производства натуральных спиртов у отечественных поставщиков, не испытывая проблем с поставками. "Объемы производства значительно увеличились, но у нас нет проблем с поставкой сырья", - уточняют представители компании.
Спрос на сладкие настойки продолжает расти: продажи в 2024 году выросли на 21,4%, в 2023 году - на 24,4%, сообщает компания "Нильсен". Популярны как сладкие, так и полусладкие настойки. Большинство потребителей предпочитают напитки с вкусом лимона и клюквы.
Семантика Ягод
Российским фирмам невыгодно хранить клубнику или землянику садовую по ряду причин, поясняет директор агрохолдинга "Ягодаво" Владимир Жидков. Выращивают ее в данном регионе в парниках по причине того, что в открытом грунте ягода либо кислая, либо же сухая. Себестоимость такой тепличной ягоды составляет приблизительно 350 рублей за килограмм. Если производители примут решение заморозить продукцию, издержки увеличатся примерно в два раза, до 700 рублей за килограмм. "Выгоднее нам вырастить и продать свежую, "фреш" ягоду", - подчеркивает Жидков.
С диких ягод другая ситуация. Потенциал в данном сегменте огромный, но и сложностей не меньше, подмечает эксперт. Необходимо уметь собирать данный продукт, замораживать, организовывать логистику, производить лазерную очистку и укладывать в контейнеры. Преодолевать трудности приходится уже в сельских поселениях, где сократилось количество проживающих. А оставшиеся жители не желают заниматься сбором ягод ради 100 рублей за килограмм. Долгосрочные, дешевые инвестиции могли бы стимулировать заготовку, но и тут вопрос - а где проводить затем замораживание? Ведь требуются склады, специальное оборудование и многое другое, подчеркивает Жидков.
Подготовила Марина Чернова