Группе «Эфко» одобрили покупку ООО «Масленица»
Гиганту в сфере пищевой промышленности — ГК «Эфко» — удалось получить разрешение от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на приобретение у компании Exoil Group ООО «Масленица», бывшей подразделением американской Bunge. С поглощением актива стоимостью свыше 16 млрд рублей в арсенале Группы «Эфко» окажутся бренды растительного масла под названиями «Олейна» и Ideal. Эта сделка позволит группе стать крупнейшим производителем бутилированного подсолнечного масла в России. Но такой бизнес до сих пор не окупается из-за дорогих сырьевых материалов.
Разрешение ФАС на приобретение ООО «Масленица» получила ГК «Эфко», как сообщили представители компании. Её доля в структуре возрастет с нынешних 31,4% до 100%. Продавцом актива выступает Exoil Group, которая обратилась с соответствующим запросом в ФАС.
Один из совладельцев Exoil Group, Карен Ванецян, уточнил, что решение о реализации «Масленицы» связано с планами компании о сосредоточении усилий на экспорте, отказавшись от деятельности на внутреннем рынке. Продажа других активов в России для Exoil Group в настоящий момент не в приоритете.
Специалист по сделкам M&A инвестфонда BGP Capital, Иван Пешков, предполагает, что рыночная ценность компании «Масленица» составляет от 16 до 17 млрд рублей. Специалист по оценке инвестиций, Илья Шумов, утверждает, что она находится в диапазоне от 18 до 20 млрд рублей.
Завод по экстракции масла «Масленицы» располагается в поселке Колодезный Воронежской области. $130 млн были вложены в этот проект компанией Bunge. Элеватор для строительства в 2006 году был выкуплен у ГК «Эфко». Сейчас предприятие способно обрабатывать 2,1 тыс. тонн подсолнечника в сутки, выпуская 200 млн бутылок масла ежегодно. В Группе «Эфко» планируют увеличить объем производства до 2,6 тыс. тонн семечки в сутки, как сообщили в компании. Среди прочих ключевых активов компании «Масленица» — потребительские бренды «Олейна» и Ideal, которые также перейдут во владение Группы «Эфко».
По данным из годового отчета компании «Русагро», в 2024 году на долю «Эфко» приходится 10% произведенной в России бутилированной продукции. На данный момент в ассортименте «Эфко» присутствуют бренды «Слобода» и Altero, и после добавления к ним «Олейны» и Ideal их доля на рынке увеличится до 27%, по мнению сотрудников группы. Новые марки планируется производить, включая на производственной площадке в Тольятти.
Продажи растительного масла в 2024 году
Согласно отчету NTech, лидерами продаж растительного масла в рознице в 2024 году стали бренды «Слобода» (14,8%), «Золотая семечка» (10,7%), Altero (9,1%) и «Олейна» (6,6%). Также заметна доля Ideal — 1,4%. Продажи растительного масла в целом, согласно аналитикам из компании «Нильсен», снизились на 5,1% в натуральном выражении с мая 2024 по апрель 2025 года. NTech также отметил уменьшение на 1,4% в натуральном выражении с апреля 2024 по март 2025 года, но при этом общие продажи в денежном эквиваленте за этот период увеличились на 11,5%.
Согласно отчету агентства консалтингового агентства OleoScope, производство подсолнечного масла сократилось на 17% год к году в январе—мая 2025 года, до 3,7 миллионов тонн, с падением на 21% именно в мае. Эксперты отмечают отрицательную маржинальность переработки подсолнечника из-за высокой стоимости сырья и роста экспортных пошлин, которая составляла минус 11% в апреле. Иван Пешков подчеркивает, что из-за высоких цен на семечку, дорогих кредитов и сильного рубля сейчас сложная ситуация у маслозаводов. Он добавляет, что спрос на рынке внутри страны удовлетворен, и производители ориентируются на экспорт в страны как Египет, Китай, Турцию, так и Индию, несмотря на убытки от экспорта из-за низкой рентабельности (см. от 11 апреля).