Предпринимательские планы Евгения Солодилина
Известно, что бывший руководитель аэропорта Жуковский и авиакомпании Red Wings Евгений Солодилин намерен выкупить всю грузовую группу «Волга-Днепр». В августе владельцы «Волга-Днепра» предложили государству забрать активы безвозмездно, но получили отказ Минтранса. Покупатель планирует вернуть девять Boeing лизингодателям, оставшиеся иностранные самолеты — к полетам, а арестованные за рубежом борта — в РФ.
ООО «Евраз Авиа Сервис» («ЕАС Групп») Евгения Солодилина ведет переговоры по покупке крупнейшей в прошлом грузовой группы «Волга-Днепр». По данным источников, стороны подписали предварительное соглашение, согласно которому покупателю перейдут все три авиакомпании группы («Волга-Днепр», «Атран» и AirBridgeCargo, АВС), «Волга-Днепр Техникс» и «Волга-Днепр Инжиниринг» и другие. В «ЕАС Групп» подтвердили намерения по покупке, но сумму сделки раскрывать не стали.
В августе основатель «Волга-Днепра» Алексей Исайкин объявил коллективу о перспективе передачи грузовой группы государству, но позже руководство предложило правительству забрать актив. Часть источников отмечали, что топ-менеджмент пытался спасти убыточную компанию от банкротства. Но 11 сентября Минтранс направил «Волга-Днепру» письмо, сообщив, что «полагает нецелесообразной передачу группы в собственность государства». В Минтрансе и «Волга-Днепре» комментарии не предоставили.
Два собеседника отмечают, что опыт зарубежного партнерства и связи господина Солодилина могут помочь группе решить проблему освобождения оставшихся за рубежом ВС группы из-под ареста, а также урегулирования вопросов с оставшимися в РФ и не летающими с 2022 года Boeing. В Жуковском Евгений Солодилин развивал аэропорт совместно с литовской группой ASG (Avia Solutions Group), напоминают они, а грузовая авиакомпания Sky Gates создавалась при нем при участии азербайджанского холдинга SilkWay (в 2023 году перевозчик c двумя Ил-76 вошел в Red Wings). Развитие грузового терминала «ЖИА Карго» происходило в партнерстве с оператором аэропорта Мюнхена, добавляют источники.
По словам одного из источников, в планах покупателя прежде всего запросить разрешение правительства на вывоз девяти Boeing 747–8 из парка АВС для возврата лизингодателям. Хотя при Евгении Солодилине Red Wings не смогла добиться разрешения на вывоз восьми пассажирских Airbus, собеседники полагают, что в случае с грузовыми бортами шансы гораздо выше. В мире на них высочайший спрос, тогда как в РФ для них нет ни рынка, ни условий для обслуживания, ни потребности других эксплуатантов в разборе этих самолетов на запчасти,— говорит источник. В то же время он подчеркнул, что речь идет о стремлении к «взаимовыгодному урегулированию» отношений с иностранными структурами. В Кельне у группы задержан принадлежащий ей Boeing 737–800, в Лейпциге — три собственных Ан-124 и склад запчастей, продолжает источник, и группа будет стремиться вернуть доступ к ним.
Остальные Boeing группы планируется приобрести у иностранных собственников и вернуть к полетам. Кроме того, компания также рассчитывает интегрировать в свой парк Ил-96–400, Ту-204 и Ту-214, говорит источник. Где компания планирует приобрести эти ВС он не уточнил.
Экспертный анализ покупки «Волга-Днепр»
Компания "ЕАС Групп" сообщила, что приобретение "Волга-Днепр" может привести авиаперевозки и техобслуживание на новый уровень благодаря опыту менеджмента, основанному Алексеем Исайкиным.
Несколько ранее на рынке появились опасения относительно поиска покупателя для убыточной группы. Однако, согласно информации из аудита, у покупателя имеется план по реструктуризации долга в размере $500 млн. Эксперты оценивают активы "Волга-Днепр" в 25 млрд рублей, а самолеты в 400–500 млн долларов. По оценкам стоимость нелетающих ВС группы составляет $1 млрд.
Компания не планирует привлекать бюджетные средства для решения проблемы долга, а намерена зарабатывать на грузоперевозках из Китая. Эксперты отмечают, что ситуация на рынке усложняется, и необходимо обеспечить техобслуживание иностранных самолетов, находящихся в простое с 2022 года.
Главный вопрос состоит в определении бизнес-модели грузоперевозок. Сейчас часть грузоперевозок из Китая осуществляется на Boeing 737–800, но требуется опыт для успешной работы на рынке. Группе также необходимо подготовиться к возможному возвращению части иностранных самолетов за рубеж.
Жизнеспособность экономической модели компании зависит от эффективной загрузки ВС на всех маршрутах. Введение безвизового режима с Китаем может увеличить объемы грузов, создав новые вызовы для рынка и конкуренцию с китайскими перевозчиками.