Эксперты: Биржевые котировки на топливо не изменились после запрета на субсидии для нефтяников
Эффект роста цен на топливо
В продаже изменения цен на бирже могут замедлиться после снижения котировок. На Петербургской бирже пока не наблюдается существенных изменений. Цены на бензин АИ-92 немного увеличиваются, на АИ-95 - снижаются, а ДТ остается стабильным. Спрос на топливо высок, также начинается переход на зимние сорта, что отражается на ценах в рознице.
Зампред Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич считает, что эффект указа президента начнет проявляться скоро. Это связано с завершением ремонтов на НПЗ и накоплением запасов топлива в регионах.
Демпфер по бензину в августе и сентябре не действовал из-за высоких цен на бирже. Действие запрета начнется с октября. Нефтяные компании столкнулись с дополнительными издержками, которые пока не могут покрыть высокие цены в опте.
По мнению эксперта Дмитрия Гусева, рост биржевых цен зависит от цен в мелком опте. Регулирование розницы через ограничение цен уровнем инфляции не влияет на мелкий опт, что приводит к росту на бирже. Но спрос начнет падать к концу года.
Сергей Фролов ожидает, что цены останутся на высоком уровне из-за проблем с производством. Рынок сейчас не сбалансирован, и это будет продолжаться еще некоторое время.
Марк Шумилов считает, что рост цен связан с недостаточным выпуском топлива из-за повреждений на НПЗ. При отсутствии новых проблем цены должны стабилизироваться ближе к концу года.
У Сергея Терешкина мнение о том, что отказ от обнуления демпфера стимулирует повышение цен. Подорожание будет продолжаться в ближайшее время. Нефтяникам нужно финансировать внеплановые ремонты, и выручка от продажи на бирже может помочь.
Ожидается, что цены на бензин в рознице продолжат расти. Национальный автомобильный союз предложил ограничить максимальные цены на АЗС.
Эксперты высказывают мнение о предложении по заморозке цен
Однако специалисты относятся к этой идее очень скептически. Её реализация невозможна, так как приведёт к дополнительным напряжениям на рынке: увеличению дефицита и закрытию независимых заправок, поясняет Станкевич. Логика такого союза понятна, но для её последовательного соблюдения необходимо идти ещё дальше и устанавливать цены не только на топливо, но и на автомобили, запчасти, все расходные материалы, товары в магазинах при заправках. По мнению Станкевича, в настоящих условиях все варианты являются неприемлемыми, а правительство не пойдёт на такой шаг.
Фролов считает, что предложение Национальной ассоциации сетевых заправок - это популизм. Единственным результатом заморозки цен станет банкротство независимых АЗС и закрытие части заправок торговой сети ВИНК. Терешкин утверждает, что данную систему будет сложно контролировать, и эта мера будет не менее неэффективной, чем установленный потолок цен на экспорт российской нефти.