Экспорт бензина: рост поставок и оптовых цен
Производители автотоплива увеличили экспорт в 3,3 раза по сравнению с маем, достигнув отметки в 432 тыс. тонн. Эгипет и Турция стали основными потребителями, увеличив закупки в два раза.
Аналитики объясняют увеличение поставок ремонтом НПЗ и запасами в мае. Однако маржа АЗС стала отрицательной из-за роста цен на оптовке.
Перевалка бензина с судна на судно удвоилась по сравнению с маем, причем лишь 5% судов использовались повторно.
Рост экспорта происходит на фоне увеличения оптовых цен на внутреннем рынке. Однако это не сильно влияет на предложение на внутреннем рынке, так как объемы экспорта топлива пятого класса ограничены рекомендациями Минэнерго.
Экспортные Поставки и Внутренний Рынок: Влияние и Тенденции
Управляющий соучастник информатора «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что на ежемесячные объемы международных отгрузок воздействуют погодные и технологические факторы, и если учесть и общие отправки, включая железнодорожные, этот показатель будет ниже уровня прошлого года. По его мнению, воздействие экспорта на внутренний рынок зависит от времени года. Так, продолжает он, зимой объемы поставок за границу могут достигать 700 тыс. тонн в месяц, а летом — уменьшаться до 50 тыс. тонн ежемесячно из-за сезонных ремонтов НПЗ и повышения спроса.
Аналитик Финансового университета под юрисдикцией РФ Игорь Юшков считает, что увеличение экспорта в июне было локальным явлением, связанным с ремонтом НПЗ и созданием запасов в мае. При этом, добавляет он, ограничения на рост конечных цен способствуют исследовательским организациям увеличивать международные поставки, поскольку на мировом рынке доходность выше. По данным ЦЦИ, к концу июня АИ-92 в Северо-Западной Европе с учетом стоимости фрахта и страхования (CIF NWE) составлял $644,8 за тонну, а АИ-95 на средиземноморском рынке (CIF MED) — $711 за тонну. Но, по словам господина Юшкова, тенденция на расширение экспорта бензина в перспективе не сохранится. Он поясняет, что около 90% произведенного топлива потребляется внутри страны, и на июль—август обычно приходится пик внутреннего запроса, что также ограничивает возможности для увеличения отправок.
В настоящее время экспорт бензина разрешен производителям, выпускающим свыше 1 млн тонн в год, а для дилеров, нефтебаз и НПЗ невысокой мощности запрет остается в силе. Пока такой режим установлен до 31 августа. На еженедельном заседании биржевого комитета ФАС под конец июня обсуждался вопрос об обязательном запрете на экспорт бензина из РФ до конца октября 2025 года. Но вице-премьер Александр Новак указывал, что правительство рассматривает только продление действующих ограничений на сентябрь—октябрь.
Согласно обзору ЦЦИ, в начале лета финансовое положение различных заправок ухудшилось, в том числе из-за роста оптовых цен. В ЦЦИ отмечают, что летний период типично сопровождается снижением доходности различных заправок: оптовые цены повышаются, в то время как розничные остаются почти стабильными из-за контроля со стороны ФАС. По словам участников рынка, маржа на заправках, с учетом эксплуатационных издержек, на данный момент находится на отрицательном уровне. В таких условиях, отмечают они, персонал различных заправок, вероятно, будут вынуждены повышать цены на горючее.