Экспорт дизтоплива из РФ падает из-за ремонтов НПЗ и высокого спроса

Новости
00
Рефинанс

Экспорт дизельного топлива падает, причины и перспективы

Отгрузки морским путем дизельного топлива сократились на 1,2% в августе. В конце месяца экспорт нефтепродуктов упал на 14–22% из-за увеличения простоев на НПЗ и роста внутреннего спроса. Прогнозируется, что ситуация сохранится напряженной в сентябре, и нормализация поставок возможна только к октябрю.

По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), экспорт дизтоплива из России по морю снизился на 1,2% в августе по сравнению с июлем, до 3,32 миллионов тонн. Уменьшение объемов происходит на фоне повышения спроса на внутреннем рынке и увеличения временных остановок работы НПЗ на 54% за месяц (до 6,4 миллионов тонн). Эти показатели превысили максимумы мая 2020 (5,1 миллиона тонн) и мая 2022 года (6,1 миллиона тонн). Подобное увеличение связано с авариями на нескольких российских НПЗ.

Из-за плановых ремонтов НПЗ, по мнению экспертов, отгрузки светлых нефтепродуктов из России в последнюю неделю августа сократились на 14%, а темных на 22%. Часть вышедших из строя мощностей вернется в сентябре, но полное восстановление затянется из-за ущерба и ремонтов некоторых НПЗ.

Согласно ЦЦИ, самое значительное снижение экспорта дизтоплива в августе произошло в Турцию — на 30% по сравнению с июлем, до 850 тысяч тонн.

Объем STS-перегрузок вырос за месяц на 153% до 420 тысяч тонн, в том числе в Африку — на 101% до 880 тысяч тонн и в Бразилию — на 10%, до 300 тысяч тонн. По мнению ЦЦИ, рост поставок в Африку обусловлен отправкой двух крупных партий дизтоплива в Египет в конце августа, и составил более 300 тысяч тонн.

Эксперт Максим Малков указывает, что увеличение поставок в Африку и Латинскую Америку может компенсировать снижение экспорта в другие регионы из-за ограниченных ресурсов мирового рынка нефтепродуктов. Однако он отмечает, что это создает вызовы для логистики, так как новые рынки далеко и менее развиты инфраструктурно. Несмотря на это, российские компании и трейдеры имеют опыт для решения таких сложностей.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит с экономией до 32%
Получить решение

Удельный размер выплаты топливного демпфера может снизиться

По оценкам ЦЦИ, предполагаемый размер выплаты топливного демпфера по дизельному топливу за август может уменьшиться на 33%, до около 7 тыс. руб. за тонну из-за спада экспортных цен на 8,8%. Потенциальную компенсацию для дизельного топлива за этот месяц аналитики оценивают в 30,6 млрд руб., для бензина АИ-92 — в 31,5 млрд руб. Аналогичные данные приводит Reuters.

Как утверждали источники, правительство намерено осуществить «ретроспективное применение положений» о расширении диапазона отклонения биржевых цен на бензин АИ-92 с 10% до 15% и на дизельное топливо с 20% до 25%, что позволит получить выплаты.

Уменьшение выплат по дизельному топливу почти на треть будет значительным испытанием для нефтяных компаний, отмечает Максим Дьяченко. По его мнению, это снижает стимулы к субсидированию внутреннего рынка и уменьшает денежные потоки крупных игроков. С сохранением текущего механизма, добавляет эксперт, возрастает риск того, что часть упущенных выплат будет переложена на внутренние цены. Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ, отмечает, что снижение компенсаций действительно создает дополнительные трудности для нефтяных компаний, но финансовый эффект в некоторой степени может быть возмещен за счет экспорта сырой нефти. Морские поставки сырья в последнюю неделю августа, напротив, достигли максимума за лето, несмотря на давление на крупных импортеров.

В ЦЦИ отмечают, что рынок нефтепродуктов все еще нестабилен. Поставки могут возобновить рост в октябре—ноябре по мере истечения сезона высокого спроса и возможного снятия запрета на экспорт бензина для непроизводителей, полагают специалисты. Игорь Юшков добавляет, что нефтяные компании будут стремиться избегать возникновения дефицита на внутреннем рынке, а также возможных ограничений на экспорт дизельного топлива со стороны правительства. По словам Максима Дьяченко, увеличение дисконтов на российские нефтепродукты относительно мировых котировок продолжает оказывать давление на экспортную маржу и делает внутренний рынок более привлекательным для поставщиков.

Читайте также
Новости
Балтика опровергла слухи о прекращении производства Балтика 9
Пивоваренная компания Балтика официально опровергла слухи о прекращении производства своего популярного пива Балтика 9. Согласно заявлению пресс-службы, несмотря на сообщения в Telegram-каналах о планах по ребрендингу и переходу на выпуск бельгийского эля, производство Балтики 9 продолжится без изменений.
09 сентября
00
Новости
Спрос на внутренние туры в России летом упал на 10-13%
Снижение спроса на внутренние туры в России: туроператоры отмечают падение на 10-13% за лето, сообщает глава АТОР Майя Ломидзе.
09 сентября
01
Новости
Силуанов: Бюджет России-2026 рассчитан при цене нефти $59 за баррель
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что российский бюджет на 2026 год рассчитан, исходя из цены на нефть марки Urals в $59 за баррель.
09 сентября
01