Снижение отгрузок дизельного топлива из России морем
Отгрузки дизельного топлива из РФ морем в июле уменьшились из-за сокращения поставок в Турцию и Бразилию. Бразилия увеличила закупки у других поставщиков из-за угроз США для покупателей российского топлива. В начале августа ситуацию усугубили аварийные остановки на НПЗ. Эксперты предполагают, что повреждение перерабатывающих мощностей может вызвать падение экспортных объемов на 15–20% к концу августа.
Морской экспорт дизельного топлива из России в июле 2025 года сократился на 0,16% по сравнению с предыдущим месяцем, достигнув уровня в 3,36 млн тонн, по данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Этот показатель превысил показатель июля 2024 года на 2,71%.
Согласно ЦЦИ, главными причинами снижения отгрузок являются уменьшение поставок в Бразилию на почти 50%, до 268,3 тыс. тонн, а также уменьшение STS-перевалки на 55,9%, до 166,9 тыс. тонн. Объем экспорта дизеля в Турцию снизился на 14,07%, достигнув 1,14 млн тонн, а в Африку на 11,93%, до 437,97 тыс. тонн.
Аналитик ЦЦИ Давид Мартиросян связывает снижение экспорта в Бразилию с ростом закупок у других поставщиков, включая Индию и США, которые увеличили свои поставки. Аналитики S&P Global Commodities at Sea отмечают, что поставки нефтепродуктов из РФ в Бразилию уменьшаются из-за угроз США ввести повышенные пошлины против покупателей российской продукции. 6 августа президент США Дональд Трамп подписал указ о введении дополнительных 25-процентных пошлин для Индии с 27 августа в ответ на приобретение российской нефти.
Турция является крупнейшим импортером российского дизельного топлива с 2022 года и опережает других покупателей, по словам эксперта Финансового университета Игоря Юшкова. Согласно нему, Бразилия приобретает российские нефтепродукты не так часто, так как является экспортером нефти и сталкивается с дефицитом собственных перерабатывающих мощностей. Аналитик рынков нефти «Пролеум» Андрей Дьяченко указывает, что поставки дизеля из РФ в африканские страны остаются стабильными, частично благодаря меньшей зависимости региона от США.
Экспорт дизеля из РФ упал из-за аварийных остановок НПЗ
Первые дни августа оказались сложными для экспорта дизельного топлива из России из-за аварийных проблем на нефтеперерабатывающих заводах после атак дронов. По словам эксперта Андрея Дьяченко, объем поставок снизился на 25–27% по сравнению с июлем. Это снижение затронуло практически всех поставщиков и вызвано как плановыми техническими работами, так и аварийными ситуациями. Эксперт считает, что ущерб заводам будет сложно компенсировать в ближайшее время. Ожидается, что в августе экспорт дизеля из России сократится на 15–20%.
Игорь Юшков указывает, что Россия производит дизельное топливо в избытке, и при нехватке внешнего спроса часть производства может быть перераспределена на внутренний рынок. Он отмечает, что летний сезон и потребности сельского хозяйства поддерживают высокий спрос, который начнет снижаться лишь позднее осени. Существуют неиспользованные производственные мощности, что позволит увеличить объем производства при необходимости. Кроме того, БКС сообщает, что запасы могут обеспечить экспортные поставки в ближайшие недели.
В июле экспорт дизельного топлива по железной дороге из России вырос на 24% по сравнению с июнем, достигнув 398 тыс. тонн, главным образом из-за увеличения спроса в Центральной Азии. Экспорт в Монголию увеличился на 50%, до 188 тыс. тонн, в Киргизию – на 26%, до 71 тыс. тонн. Сокращение импорта в Казахстане на 53% связано с возобновлением работы Павлодарского нефтехимического завода после ремонта. Экспорт в Узбекистан, ранее поставлявшийся в Казахстан, вырос вдвое.