Экспорт удобрений через Балтику к 2030 году увеличит грузооборот на 30 млн тонн

Экспорт удобрений через Балтику к 2030 году увеличит грузооборот на 30 млн тонн

Новости
021
Рефинанс

Повышение перевалки в портах Балтийского бассейна: тенденции и вызовы

Движущей силой восстановления перевалки в портах Балтийского бассейна стал экспорт удобрений, который, по мнению специалистов, станет определяющим в 2030 году, составляя более четверти общего грузового потока. Погрузка удобрений действительно увеличивается, деятели отрасли отмечают улучшение ситуации на железной дороге, однако возникают опасения, что возвращение угля и контейнеров в регион может ухудшить обстановку. В связи с этим стороны призывают принять меры по расширению подходов к портам. Грузоотправители требуют гарантий отгрузки, но эксперты подчеркивают, что даже в случае их предоставления они не будут безусловными.

По информации презентации, представленной на конференции «Экспортный потенциал портов Балтики», производство в Балтийские порты к 2030 году увеличится на 30 миллионов тонн, достигнув отметки в 167 миллионов тонн. Заместитель главы правительства Ленобласти Дмитрий Ялов называет удобрения основным вкладом в валовые результаты, отмечая, что предполагаемый рост перевалки на 16,6 миллионов тонн считается достаточно консервативным, с учетом 84% доли перевалки удобрений через порты Балтийского бассейна на сегодняшний день.

Согласно презентации Ялова, объем перевалки удобрений растет быстро: в 2024 году он увеличился на 17,5%, составив 31,6 миллиона тонн. Доля удобрений в общей перевалке увеличилась с 9,8% в 2021 году до 23% в 2024 году и ожидается достижение 26% к 2030 году. Прогнозируемый объем перевалки к 2030 году составит 44 миллиона тонн, а к 2040 году — 53,5 миллиона тонн.

С 2013 года экспорт удобрений вырос на 60%, достигнув 42 миллионов тонн в 2024 году, по словам директора по логистике компании «Апатит» Андрея Шепеля. Он отмечает, что порты Северо-Запада являются наиболее экономически обоснованным выбором для отрасли. Генеральный директор НТК Андрей Черников сообщил о планах начать поставки удобрений на терминал Port Favor в Усть-Луге в следующем году. Кроме того, он добавил, что в рамках развития терминала УЛКТ Global Ports планирует реализовать программу по перевалке 6 миллионов тонн удобрений по контейнерной технологии.

В 2024 году главной проблемой, с которой столкнулись производители удобрений при отправке в порты Балтики, была низкая пропускная способность ОАО РЖД, что приводило к застреванию вагонов на станциях и ожиданию отправки, по словам господина Шепеля. Сейчас ситуация улучшилась благодаря мерам по оптимизации парка вагонов и снижению загрузки других грузов, отмечает он. Директор по оперативной логистике компании «Еврохим» Руслан Киреев также подчеркивает положительную динамику и ускорение оборота на железной дороге, однако указывает на сезонный фактор, который может повлиять на ситуацию в ближайшие месяцы.

«Основным риском является пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, особенно если возвращение угля и других грузов увеличится», подчеркивает господин Шепель. «Сейчас — лучший момент для проведения реконструкции железнодорожной инфраструктуры к портам Северо-Запада, чтобы гарантировать перевозку увеличенного грузопотока к моменту увеличения перевозок угля». Также эти опасения высказал генеральный директор компании «Ультрамар» Андрей Бонч-Бруевич, указав на необходимость подготовки к возможному возвращению угля.—

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без залога и поручителей
Получить кредит

Развитие портов Северо-Запада: основные варианты и перспективы

Дмитрий Ялов выделить четыре ключевые стратегии для развития портов Северо-Запада: возведение Сонковского маршрута (Дмитров—Сонково—Мга), создание Юго-Западного обхода Петербурга с северным заходом в Усть-Лугу, возврат грузоперевозок на главный маршрут Октябрьской железной дороги и новый проект строительства линии Завережье—Дно—Псков—Гдов—Сланцы. Он обсуждает возможное привлечение грузоперевозчиков к таким проектам, включая инвестиционные надбавки и концессии. Г-н Бонч-Бруевич рассматривает варианты с ОАО РЖД. "Однако основной запрос — где груз возникает за пределами нашего влияния, и при наличии гарантий поставки с издалека можно рассматривать концессии и другие варианты," — подчеркивает он. Александр Иодчин подчеркивает, что компания видит перспективы в EPCF-контрактах. "Для нас, как для стивидоров, важнейшее — это обеспечение гарантий," — говорит он. "Если мы вступаем в совместные инвестиции, для нас критически важно, чтобы эти перевозочные мощности, которые будут созданы, были надежно закреплены за нами."

Заместитель директора ИПЭМ Владимир Савчук обращает внимание на то, что обязательства по беспрепятственной отправке грузов для грузоотправителей, судя по опыту, не всегда соблюдаются. В 2011–2012 годах, как рассказывает он, при обсуждении расширения Восточного полигона с грузоотправителями, в основном с угольщиками, требовали гарантированных писем о готовности обеспечить нужные объемы для расширения. Чтобы выполнить свои обязательства, продолжает г-н Савчук, они инвестировали на Дальнем Востоке в портовые мощности, но при реализации проекта ситуация изменилась, и эти гарантии сейчас не поддержаны инфраструктурой.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
03
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
04
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
01