Экспорт угля: неожиданная вспышка доходности благодаря логистике и внешним факторам

Экспорт угля: неожиданная вспышка доходности благодаря логистике и внешним факторам

Бизнес
027
Рефинанс

Рост доходности экспорта металлургического угля

Процент вырастания дохода при экспорте металлургического угля увеличился в сравнении с прошлой неделей по всем ключевым направлениям. Эксперты обращают внимание на совпадение обстоятельств: переход на новые полувагоны на востоке помог минимизировать расходы на логистику, а аварии на шахтах в Австралии способствовали росту мировых цен на коксующиеся угли.

Период, завершившийся 13 апреля, стал первой неделей за три месяца, когда доходность экспорта коксующегося угля отечественных поставщиков показала хорошую динамику на всех направлениях - с северо-запада, запада и востока, свидетельствуют данные NEFT Research. Так, доход при экспорте на условиях FOB Дальний Восток увеличился на 4,8%, до 2,92 тыс. рублей за тонну, FOB Финский залив - на 2,2%, до 4,07 тыс. рублей за тонну, FOB Азово-Черноморский бассейн - на 2,4%, до 3,82 тыс. рублей за тонну.

Эффективность экспорта коксующегося угля повысилась на всех маршрутах из-за увеличения котировок на 2,7–2,8% неделя к неделе, до $125,8–196,8 за тонну в зависимости от порта экспорта и ослабления курса рубля. Кроме того, на прибыль повлияло уменьшение стоимости перевозки на 5% еженедельно. На этот показатель сказались снижение тарифа на восточном маршруте, а также переход с типовых полувагонов (69 тонн) на инновационные полувагоны (75 тонн) из Кузбасса на восток начиная со второго квартала в соответствии с соглашением с ОАО РЖД.

Заместитель главы ОАО РЖД Михаил Глазков рассказал в начале апреля, что компания ведет переговоры с Минэнерго о переходе всех перевозок угля на инновационный состав, Минэнерго высказало поддержку этой идеи. В настоящее время на Восточном полигоне находится около 140 тыс. инновационных вагонов, чтобы экспортировать уголь по квоте из Кузбасса нужно 64 тыс. вагонов. С 1 апреля весь объем квоты должен быть отправлен на инновационных вагонах. В январе это было 78%, в феврале - 84%, в марте - 89%, в первой декаде апреля - 91%. Планируется довести показатель до 93% - из-за того, что границы с Китаем не принимают новые вагоны с полной загрузкой.

Однако эксперты не прогнозируют долгосрочного роста на рынке, и повышение прибыли объясняют слиянием обстоятельств, затрагивающих в первую очередь рынок коксующегося угля. Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов говорит, что индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до $187 за тонну из-за опасений сокращения предложения из-за нескольких аварий на шахтах в Новом Южном Уэльсе и Квинсленде в конце марта и начале апреля. Кроме того, по его мнению, повлияло решение президента США Дональда Трампа заморозить на 90 дней введение высоких тарифов против торговых партнеров.

«Повышение в апреле может быть из-за снижения тарифов на обработку еще на $2–4 за тонну. Также стоимость предоставления полувагонов снизилась в марте. Это позволит немного сэкономить. Но любые улучшения будут скоро поглощены ценами на уголь», — отмечает энергетический эксперт Александр Титов. Кроме того, переход на новые вагоны может создавать дополнительные риски. По мнению господина Титова, «не все перевозчики или отправители грузов, особенно при капитальном парке, могут позволить себе новые вагоны».

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Госпрограммы кредитования для бизнеса. Развивайте бизнес при поддержке государства.
Оформить заявку

Экспорт угля и перспективы рынка

Глава отдела корпоративных рейтингов НКР отмечает, что новый полувагон имеет более высокую грузоподъемность на 10% по сравнению со стандартным, что влечет за собой различие в стоимости аренды до 25%. Для отправителей коксующегося угля это различие не так критично, как для отправителей энергетического угля, так как цена на коксующийся уголь превышает цену на энергетический на более чем 30%.

Согласно NEFT Research на 13 апреля, цены на экспорт энергетического угля из РФ варьируются от $65,2 до $130,4 за тонну в зависимости от порта.

Согласно Александру Титову, для увеличения экспортных доходов в секторе энергетического угля необходимо либо стабильное повышение экспортных цен, возможное в летний период при низкой гидрогенерации или уменьшении предложения, либо значительное ослабление рубля. В остальных случаях потенциала для роста нет. По его мнению, ситуация в сегменте металлургического угля выглядит еще более пессимистично, с угрозой больших рисков для спроса на сталь к 2025 году.

Читайте также
Новости
Минфин закладывает ключевую ставку 12-13% в бюджет-2026: заявление Силуанова на форуме
Минфин прогнозирует ключевую ставку на уровне 12-13% в 2026 году, основываясь на сценарии Центробанка. Глава ведомства Антон Силуанов подтвердил это во время Московского финансового форума.
19 сентября
02
Новости
ФАС проверяет новые правила Ozon на соответствие законодательству
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку новых правил маркетплейса Ozon, которые планируется ввести с 1 октября, на предмет соответствия законодательству.
19 сентября
03
Новости
ЕС ввел санкции против российской платежной системы Мир в новом пакете ограничений
Еврокомиссия включила ограничения на российскую платёжную систему Мир в 19-й пакет санкций против России, о чём сообщила глава ЕС Урсула фон дер Ляйен. Видеообращение доступно на сайте Еврокомиссии.
19 сентября
04