Экспортная пошлина на сжиженные газы в РФ обнулится из-за падения цен и санкций

Экспортная пошлина на сжиженные газы в РФ обнулится из-за падения цен и санкций

Экспорт
09
Рефинанс

Падение котировок на СУГ и обнуление экспортной пошлины

Обвал цен на сжиженные углеводородные газы в морских портах Черного моря вызвал сокращение экспортной пошлины на этот товар в июне. Уменьшение стоимости связано с избытком предложения на внутреннем рынке и ограничениями внешних поставок из-за санкций, отмечают специалисты. Они не видят оснований для улучшения ситуации в ближайшее время, но указывают, что упрощение логистики может способствовать стабилизации.

Экспортная пошлина на СУГ в России в июне будет обнулена, сообщает Минэкономики. В мае пошлина составляла $0,9 за тонну. По данным Reuters, последний раз нулевая ставка экспортной пошлины на СУГ была в августе прошлого года. Управляющий партнер компании «Пролеум» Максим Дьяченко объясняет, что это связано с падением цен на пропан-бутан до исторически недорогих значений. Согласно его словам, пошлина справедливо становится нулевой при достижении определенного уровня ($490 за тонну), чтобы поддерживать экспорт и обеспечить баланс поставок.

С 2025 года базой для расчета экспортной пошлины на СУГ будет выступать FOB Черное море, а не DAP Брест. По данным Reuters, средняя котировка технического пропан-бутана в портах Азовского и Черного морей за период мониторинга с 15 апреля по 14 мая 2025 года составила около $422 за тонну.

Рынок СУГ находится в депрессивном состоянии, отмечает господин Дьяченко. «Цены и спрос очень низкие. У компаний осталось значительное количество остатков по более высоким ценам, они понесли убытки и неохотно приобретают новые партии, требуя скидок», — рассказывает он. По его словам, низкие цены заставляют предприятия сокращать производство для поддержания стоимости на внутреннем рынке.

Цена на СУГ на Петербургской бирже по территориальному индексу Сибири и Урала 27 мая поднялась на 4,6%, до 13,57 тыс. руб. за тонну. С середины февраля, за исключением небольших колебаний в апреле и мае, котировки не превышали 14 тыс. руб. и часто опускались ниже 13 тыс. руб. за тонну.

Основной причиной избытка являются введенные ЕС ограничения на поставки СУГ в Европу, которая была основным рынком для производителей. Некоторые компании стараются переориентировать экспорт в сторону Черного моря, стран Средней Азии и Китая, но сталкиваются с ограничениями, такими как нехватка портовых мощностей и недостаточный транспорт по железной дороге. «Хотя эти проблемы постепенно решаются, часть объемов все еще удалось перенаправить», — отмечает он. Укрепление рубля также негативно сказалось на экспортной экономике СУГ.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит "под ключ" с гарантией
Получить кредит

Производство и экспорт СУГ: динамика и прогнозы

Согласно информации заместителя гендиректора Института экономики и развития транспорта Алексея Замкового, за последние пять лет производство сжиженного углеводородного газа в России возросло с 15,8 миллионов до 17,8 миллионов тонн, тогда как объем экспорта за этот период уменьшился примерно в два раза — с 6,9 миллионов до 3,6 миллионов тонн. В 2023 году доля экспорта составляла около 20% общего объема производства СУГ в стране. Транспортировка СУГ по железной дороге ОАО РЖД сократилась с 17,9 миллионов тонн в 2019 году до 14,4 миллионов тонн в 2024 году. Экспорт через порты и пограничные переходы Северо-Западного региона снизился, в то время как доставки через порты на южном и восточном направлениях выросли.

Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов отмечает, что поскольку цены на сжиженный углеводородный газ привязаны к ценам на нефть, их будущее в настоящее время сложно предсказать из-за множества факторов, в основном геополитического характера. По его мнению, в России нет предпосылок для резких колебаний цен, поэтому текущие уровни оптовых цен вероятнее всего останутся стабильными до конца года. «Единственный способ уйти от системного профицита — это скорейшее введение специализированного морского терминала для перевалки сжиженного углеводородного газа на Дальнем Востоке», — говорит г-н Фролов. Кроме того, по его словам, необходимо решить проблему низкой скорости доставки грузов на восток по железной дороге, что оказывает влияние и на сжиженный углеводородный газ. По мнению участников рынка, уже в этом году начнутся поставки СУГ с Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома», что может усилить профицит.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03