Электронные документы в грузоперевозках
Электронные перевозочные документы: новые возможности и вызовы
Развертывание государственной информационной системы цифровых перевозочных документов (ГИС ЭПД) стартовало в 2022 году с тремя документами для автомобильной промышленности: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряда. Позже были внедрены путевой лист, договор о фрахтовании и заказ-заявка. В сентябре прошлого года появилась новая услуга - онлайн-очередь на пункты пропуска, работающая на четырех пограничных постах: Забайкальск (Китай), Бугристое (Казахстан), Чернышевское (Литва), Тагиркен-Казмоляр (Азербайджан).
"В настоящее время обсуждается вопрос применения электронных перевозочных документов на всех видах транспорта внутри Российской Федерации, включая международные перевозки. Идет активное обсуждение двух документов: электронного коносамента (для морских перевозок) и электронной транспортной накладной (для внутреннего водного транспорта). Также подготавливается нормативная база для автомобильных каботажных перевозок в рамках ЕАЭС", - поделился информацией директор департамента цифровой логистики компании "ЗащитаИнфоТранс" Денис Заверняев на транспортно-логистическом конгрессе TransRussia-2025. Представитель компании-разработчика ГИС ЭПД также отметил, что каждый месяц в системе оформляется более 1 млн документов.
Куратор направления цифровых перевозочных документов в компании СКБ Контур Антон Шевченко сообщил, что 80% крупных перевозчиков алкогольной продукции уже готовы к "безбумажному" процессу, с высокой подготовкой также в зерновой отрасли. По мнению директора по развитию бизнеса компании "Калуга-Астрал" Степана Терехина, переход на электронные документы помогает сократить время, исключить дублирование данных и делать обоснованные решения. Объем переданных электронных перевозочных документов за прошедший год увеличился в семь раз. В РЖД также активно развивается безбумажное взаимодействие с клиентами. Заместитель генерального директора холдинга Евгений Чаркин заявил, что уже 90% грузоотправителей работают по такой схеме. В настоящее время интенсивно развивается электронная обработка документов с иностранными партнерами, включая Китай.
Операционный директор логистической платформы "Монополия" Кирилл Каликин считает, что цифровизация логистической сферы повысит прозрачность рынка перевозок. "На данный момент он излишне фрагментирован: согласно официальным данным, 86% перевозчиков являются компаниями с небольшими парками транспортных средств, а 70% участников рынка действуют в "теневой" зоне. Система разрешений и проверок через ГосЛог обеспечит справедливую конкуренцию, обоснованные тарифы и повысит надежность перевозчиков и экспедиторов", - утверждает он.
Все эксперты, присутствовавшие на мероприятии, отметили, что цифровизация является путем к прозрачности и снижению издержек для всех участников рынка. При этом многие подчеркнули, что важно поддерживать малый бизнес в адаптации к новым стандартам, поскольку для небольших перевозчиков часто бывает сложно следовать требованиям государства относительно электронных документов.