Прямая коммуникация для повышения финансовой грамотности
Пресс-конференции центральных банков являются главным способом объяснения решений регуляторов, однако не всегда эффективны при достижении неспециалистов, показывают новые материалы ЕЦБ. Граждане получают информацию о пресс-конференциях из СМИ и иногда не могут различить факты от их толкования. Прямая коммуникация, как показал эксперимент проведенный ЕЦБ, помогает установить базовое доверие к Центробанку. Она не только повышает финансовую грамотность граждан, но и позволяет "закрепить" их инфляционные ожидания близко к целевым показателям.
Отсутствие эффективного общения с населением усложняет работу регулятора, подчеркивают опубликованные материалы ЕЦБ. Использование пресс-конференций для информирования граждан не решает проблемы - они узнают о содержании через СМИ и не всегда могут различить факты от их интерпретации.
Экономисты ЕЦБ Юнг и Монджелли исследовали влияние прямой коммуникации на представления о денежно-кредитной политике. Открытые встречи с центробанком, образовательные семинары и сообщения в социальных сетях - эти методы были использованы. В эксперименте, в котором участвовало 5 тыс. человек, показали, что обучение монетарной политике улучшает понимание ее и укрепляет доверие к ЕЦБ.
Семинары о монетарной политике оказали значительное влияние на участников, закрепляя их представления об инфляционных ожиданиях. Однако они не повлияли на прогнозы экономического роста, так как на него влияют множество внешних факторов. Вопрос о частоте прямой коммуникации Центробанка с неспециалистами остается открытым, как и вопрос об эффективности сообщений в соцсетях по сравнению с проведением семинаров.
Эффективность новой коммуникационной стратегии Центробанка Турции
Итак, обобщенные выводы экономистов могут пригодиться регуляторам различных стран. Например, расширение прямого общения с гражданами, вероятно, помогло бы Центробанку Турции. Следует отметить, что Турция отказалась от нестандартного подхода к управлению ключевой ставкой при увеличении инфляции еще в 2023 году, однако до сих пор не удается укрепить инфляционные ожидания населения, привыкшего к постоянному росту цен. Регулятор вышел за рамки привычных отчетов о монетарной политике, и следующим шагом может стать улучшение доступности подобных сообщений.