Изменения в морском экспорте нефти России
Опасный "теневой флот" и проблемы экспорта
Вслед за журналистами возникло понятие "теневого флота", которое быстро стало широко распространенным. Изначально оно не несло отрицательной коннотации. Под ним подразумевались суда, не регистрированные под флагами стран G7 или ЕС и чаще всего страхующиеся в других странах. Они получили прозвище "теневые", так как контроль над этими судами был затруднен. Таким образом, международные законы были нарушены, вмешиваясь в свободную торговлю морскими путями.
После введения потолка цен на экспорт российской нефти в декабре 2022 года (60 долларов за баррель), судам стали выдвигаться претензии о его нарушении. Однако проверить это было трудно. Для этого требовалось, чтобы судно вошло в порт страны, поддерживающей санкции против России, и доказать нарушение правил. В результате, некоторые нефтетанкеры попали в санкционные списки разных стран, но проблему можно было бы обойти, сменив флаг, что увеличивало издержки их экспортеров.
К началу 2025 года 80% экспорта российской нефти морским путем осуществлялось судами, не связанными с G7 или ЕС. Однако после снижения цен доля европейских танкеров в экспорте нефти вновь увеличилась. Согласно данным S&P Global Merket Intelligence, в нашем "теневом флоте" насчитывается 940 судов.
На данный момент нет официально подтвержденных претензий к этим судам. Идея трансграничных санкций вызывает сомнения, однако, если судно не находится в санкционном списке, его нельзя задерживать.
Основные обвинения в адрес нашего "теневого флота" связаны с возможными экологическими проблемами из-за старых танкеров и недостаточной страховкой. Но эти обвинения не имеют юридической силы. В отличие от судов G7, у наших танкеров не было аварий.
Особенно уязвимыми оказываются поставки из балтийских портов, через которые проходит более половины нашего нефтяного экспорта. Суда, выходящие из этих портов, могут быть остановлены по разным причинам. Это вызывает опасения, учитывая Конвенцию ООН о морском праве 1982 года, подписанную всеми странами Европы. Таким образом, игра с остановками наших судов является рискованной для всех сторон.
Ни одна страна из ЕС или G7 не объявила экономическую блокаду против России, поэтому попытки останавливать суда, перевозящие нашу нефть, являются нарушением законов. Такой подход может привести к ухудшению отношений и эскалации конфликта.