Факторинговые компании: новые стратегии в условиях снижения доходов
Во второй четверти 2025 года фирмы-факторингисты столкнулись с уменьшением своих доходов. В связи с этим они обратили внимание на рискованный, но самый прибыльный сегмент малого и среднего бизнеса. Понимая цепочку поставок, участники рынка могут частично сглаживать риски и планируют дальнейшее расширение в этом секторе, даже при понижении ключевой ставки.
Ассоциация факторинговых организаций представила сводный отчет о рынке факторинга в первом полугодии 2025 года. По этому отчету, участники рынка получили 264 млрд рублей дохода за январь-июнь (возрос в трое). Однако во второй четверти 2025 года общий доход фирм-факторингистов составил лишь 116 млрд рублей. По словам главного исполнительного директора ассоциации, причины снижения доходов фирм-факторингистов во втором квартале разнообразны. «Крупные клиенты уменьшили спрос на новое финансирование под рыночные ставки из-за ожиданий снижения ключевой ставки Центробанка в июле,» — поясняет он. «Эти клиенты плучили скорректированные платежные условия от своих поставщиков, продлив сроки оплаты там, где это возможно. Такие клиенты оказались в замкнутом круге инвестиционных кредитов с плавающей ставкой — обслуживание таких кредитов на пределе лимита мешало получению новых заимствований. Сама идея факторинга потеряла свою привлекательность».
Количество активных клиентов за январь-июнь 2025 года возросло до 16,64 тыс., что на 18% или 2,57 тыс. более, чем за аналогичный период в 2024 году. Почти все увеличение клиентской базы происходило за счет сегмента малого и среднего бизнеса — 11,28 тыс. активных клиентов за полгода, что на 2,4 тыс. больше год к году.
Фирмы-факторингисты не скрывают своего интереса к малому и среднему бизнесу. «Рост клиентской базы в сегменте малого и среднего бизнеса составил 67%, портфель вырос более чем в три раза по сравнению с первым полугодием 2024 года,» — отметил управляющий директор компании «РСХБ Факторинг». «Факторинг становится все более популярным среди небольших и средних предприятий, работающих по отсрочке платежа, например в сфере производства и торговли,» — подтверждает гендиректор «СберФакторинга». «Сегодня более 75% клиентов нашей компании — предприятия малого и среднего размера». «Доля клиентов из малого и среднего бизнеса на рынке растет, так как в условиях ужесточения кредитных требований им трудно получить оборотные средства, а факторинг у крупных компаний-дебиторов предоставляет эту возможность — компании быстро получают деньги под гораздо более выгодные ставки, чем через кредитование» — поясняет управляющий директор по факторингу Альфа-банка.
По словам директора департамента факторинга Инго-банка, малый и средний бизнес демонстрирует максимальную доходность, но при этом является высокорисковым. «Большие корпорации и агентский факторинг приносят меньше прибыли из-за низких ставок и комиссий,» — поясняет он. «Сектор малого и среднего бизнеса составляет более 90% портфеля ROWI, обеспечивая более высокий уровень доходности по сравнению с корпоративными сделками» — подчеркивает сооснователь финтех-платформы ROWI. «На коротком временном отрезке риски контролируются, но в перспективе шести месяцев и далее наличие залога и гарантии собственника не гарантируют избежание дефолта для банков-кредиторов» — добавляет исполнительный директор.
Тем не менее, с уменьшением ключевой ставки компании ожидают увеличение своего бизнеса. «Началось понижение ключевой ставки, мы ждем более быстрого роста рынка факторинга на 5–7% в год,» — говорит главный директор инвестплатформы. «При ставке 12% годовых рынок может расти еще более сильными темпами — до 10% роста в год».