Поправки в правительственные постановления по тарифам
Антимонопольная служба подготовила изменения в несколько исключений касательно инвестиционных программ коммунальных структур, а также установления расценок. Как объяснили в информационной службе ведомства, предлагается устанавливать тарифы на следующий год до 1 декабря (в настоящее время - до 20 декабря). Они вступают в силу, как и раньше, с июля. "Практика 2022 года показала возможность и целесообразность переноса крайних сроков принятия тарифных решений в отоплении, водоснабжении и водоотведении, вывозе ТКО на более ранний срок", - отметили в антимонопольной службе.
Как сказано в пояснительной записке к проекту документа, дата смещается для минимизации риска дисбаланса распределения индекса между сферами ЖКХ - в настоящее время максимальные тарифы в электроэнергетике устанавливаются раньше, чем максимальные индексы по регионам.
Общее повышение коммунальных услуг (отопление, вода, водоотведение, вывоз мусора) не должно превышать максимальных индексов изменения размера такой оплаты, объясняет авторитетный специалист в области ЖКХ Павел Архангельский.
"И если лимит по максимальному индексу выбрали одни ресурсоснабжающие организации (РСО), то другим мало что остается", - говорит он. А значит, эти РСО не получат необходимых для поддержания инфраструктуры, ремонтов и инвестиционных программ средств, что скажется на качестве услуг. Проектом также предлагается упростить процедуру согласования инвестиционных программ так, чтобы достичь "синхронизации схем объектов инфраструктуры регулируемых организаций, инвестиционных и других целевых программ". То есть чтобы всем доставалась более-менее адекватная доля от роста тарифов, говорит Архангельский.
После принятия документа тарифное регулирование будет синхронизировано с ключевыми процессами привлечения инвестиций, добавляют в информационной службе антимонопольной службы.
Предполагается более оперативно контролировать выполнение инвестиционных программ РСО. Как отмечается в пояснительной записке, сегодня регулируемые организации, пользуясь существующей возможностью отложенной корректировки необходимой валовой выручки за неисполнение инвестиционной программы (через 1,5 года после завершения отчетного года), тянут сроки модернизации, строительства, реконструкции объектов. Неисполнение инвестпрограмм "обойдется" РСО только при следующем повышении тарифов (например, при неисполнении в 2024 году это учтут только в тарифах, которые вступят в силу в июле 2026 года). Предлагается же учитывать результаты года уже перед ближайшим июльским повышением ЖКУ.
В Российской ассоциации водо- и теплоснабжения (РАВВ) отметили, что это одна из основных новаций документа. "Речь идет о возможности снижения тарифов водоканалам и теплоснабжающим организациям уже во втором полугодии, если они не выполнили в срок те или иные мероприятия своих инвестиционных программ. По сути, это еще один инструмент для регулятора по "обрезанию" тарифов, которые и без того ежегодно пересматриваются, несмотря на все заявленные долгосрочные принципы регулирования", - отметили в РАВВ.
С другой стороны, по мнению ассоциации, в проекте документа присутствуют и моменты, которые в целом положительно сказываются на отрасли. Это, прежде всего, переносы по всем срокам и датам, указанным в документе. Например, установленные в настоящее время сроки выполнения процедуры превышения тарифов выше предельных индексов слишком короткие, подготовить все документы, обратиться в антимонопольную службу и получить согласование практически невозможно. Теперь этот период предлагается увеличить, и это позволит более широкому кругу регионов успевать получать тарифы выше установленных индексов, поясняют в РАВВ.
Предлагаемый перенос срока установления тарифов и предельных индексов на 1 декабря оценили участники рынка, говорит GR-директор ГК "Росводоканал" Сергей Кржановский. Иные изменения сроков тарифного процесса требуют дополнительного обсуждения и, возможно, исключения из проектируемых норм, считает он. Например, по мнению Кржановского, нельзя согласиться с намеченным переносом на более ранний срок корректировки выручки из-за неисполнения каких-либо мероприятий инвестиционной программы. Это может в итоге привести к нехватке денег на реализацию других мероприятий. "То есть формально нужно будет заморозить строительство и реконструкцию на один год в ожидании включения этих расходов в тариф через период регулирования", - поясняет он.
Проектируемые процедуры контроля призваны выяснить, правильно ли расходованы заложенные в тарифы средства, говорит Архангельский. "Например, в тариф включили средства на замену 10 км сетей, а при отчете или при проверке выяснилось, что заменили только 5 км. Значит, на следующий год давать еще раз на 10 км нельзя - средства на 5 км остались. То есть для граждан рост тарифов так и будет не выше предельных индексов, но регуляторов понудят более разумно распределять лимит возможного роста платы за коммунальные услуги, а РСО будут больше контролировать "отрабатывать" выделенные в составе тарифа средства", - говорит эксперт.