ФАС предлагает дополнительные возможности для пересмотра затрат на оплату труда сотрудников ресурсоснабжающих организаций
Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) стремится к расширению пересмотра расходов на оплату труда работников ресурсоснабжающих организаций (РСО) в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предложение о пересмотре операционных расходов на 2025 год и далее поднимается в новом проекте постановления, размещенном на официальном сайте. В том числе, предлагается учитывать количество сотрудников при определении расходов на оплату труда. Для возможности пересмотра заработной платы персонала РСО необходимо, чтобы уровень зарплаты был ниже среднемесячной зарплаты в регионе. Предложенные изменения также касаются не только РСО в области тепло-, водо- и водоотведения, но также и обращения с твердыми коммунальными отходами.
Новый проект постановления ФАС предусматривает внесение изменений в ряд нормативных актов, касающихся тарифов для сферы обращения с твердыми коммунальными отходами, тепло-, водо- и водоотведения. Суть изменений заключается в предоставлении отраслевым организациям права на подачу заявления о пересмотре расходов на оплату труда своих сотрудников в следующем плановом периоде 2026–2028 годов. Заявления должны быть отправлены до 25 сентября года, предшествующего индексации. Пересчет расходов предполагает учет численности персонала РСО согласно текущему штатному расписанию, что расширит возможности для пересмотра расходов на оплату труда при долгосрочном регулировании тарифов, подчеркнули в ФАС. Тарифы для граждан при этом останутся ограничены максимальными индексами оплаты.
Ресурсоснабжающие организации смогут подать заявление о пересмотре расходов на оплату труда, если среднемесячная заработная плата персонала за последний год окажется ниже среднего значения заработной платы в регионе, где действует организация. Орган по тарифному регулированию должен будет за три года привести расходы на оплату труда к необходимому уровню. Цель нововведений — минимизировать разрыв между ростом зарплат в жилищно-коммунальном хозяйстве и инфляцией, а также сделать такие рабочие места более конкурентоспособными на рынке труда, отмечают авторы проекта. По такой же логике в конце 2024 года было принято постановление №1810, предоставившее РСО возможность пересмотреть базовый уровень операционных расходов на 2025 год. Индексация происходила с учетом изменения минимальной оплаты труда, но не затрагивала сферу обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пояснительной записке к проекту, в 2024 году РСО подали около 2,4 тыс. заявлений, из которых 1,5 тыс. были утверждены. Общие расходы организаций на оплату труда увеличились на 23,3 млрд рублей, эти средства были включены в новые тарифы. Плановая индексация была проведена 1 июля 2025 года.
Тем не менее, часть заявок была отклонена. По представлению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, одной из причин было невозможность соблюсти предельный индекс платы за коммунальные услуги для жителей. Кроме того, у РСО было крайне мало времени для изучения постановления и подготовки необходимых документов для регуляторов. Согласно ассоциации, региональные комитеты по тарифам не могли оперативно рассмотреть такое количество заявок.
Сергей Сохранов, член Общественного совета при Минстрое России, объяснил, что новый проект ФАС повторяет механизм постановления №1810. Проект предусматривает индексацию фонда оплаты труда только по индексу потребительских цен, который заметно ниже, чем рост минимальной оплаты труда. Учитывая обязательство участников отраслевых тарифных соглашений увеличивать заработную плату при росте минимальной оплаты труда, организации вынуждены искать пути оптимизации расходов или сокращения штата. Сегодня дефицит персонала на коммунальных предприятиях составляет около 20%, подчеркивает эксперт.