Внедрение технологии утилизации ТКО: новые нормы и требования
Описав внедрение новой технологии в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), регуляторы подчеркивают необходимость соблюдения стандартов по утилизации. Однако окупаемость этой практики вызывает вопросы, в результате чего Федеральная антимонопольная служба собирается ввести тарифное регулирование для региональных операторов, а Минприроды требует гарантий спроса на получаемый продукт. Эти меры должны стимулировать операторов к разработке альтернативных методов утилизации органических материалов ТКО.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект изменений в регулировании тарифов по обращению с ТКО, который планируется ввести с 1 сентября 2025 года после одобрения правительством. Новые правила предусматривают включение расходов на утилизацию отходов через производство искусственных грунтов или их энергетическую утилизацию в общие доходы региональных операторов. Кроме того, предусмотрена возможность корректировки тарифов в зависимости от объемов использования искусственного грунта, а также пересмотра существующих тарифов.
ФАС уточняет, что тарифы для населения будут ограничены предельными значениями. Это даст региональным операторам возможность выставлять счета за производство искусственных грунтов, но в строго определенных пределах, требуя при этом включения соответствующих мер в региональные программы. Представители «Российского экологического оператора» подчеркивают необходимость создания стимулов для расширения использования продукции из вторичных ресурсов, включая госзакупки, и признают важность более глубокой переработки органических отходов.
Минприроды продолжает разрабатывать нормативную базу, устанавливая минимальные требования к утилизации вторичных ресурсов, направляемых на переработку. Документы обязывают извлечение определенных процентов от массы отходов для производства искусственных грунтов, а также указывают на необходимость извлечения органической части ТКО для данной цели.
Одной из основных проблем утилизации ТКО в России остается отсутствие развитой системы сортировки, делая сложным эффективное управление смешанными отходами.
Утилизация ТКО: экономический анализ и перспективы
Чаще всего под утилизацией ТКО понимается измельчение смешанного мусора и использование его в качестве пересыпки на полигонах — ее иногда и выдают за грунт.
«С принятием документа у чиновников появляются формальные основания для отчетов, что они выполняют или стремятся к выполнению национальной цели по утилизации. Это позволяет заложить данные расходы в тариф, что отразится на потребителях либо на бюджете регионов»,— подтверждает старший научный сотрудник Лаборатории исследований экономики развития ИПЭИ РАНХиГС Содном Будатаров. В проекте ФАС отсутствуют оценки тарифных последствий для регионов — непонятно, насколько тариф может поменяться и кто за это заплатит, указывает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. По сути, ФАС определила гарантированный источник, который позволит компенсировать затраты, связанные с утилизацией ТКО путем производства искусственных грунтов или энергетической утилизации.
Впрочем, есть эксперты, настроенные позитивно: как указывает Игорь Колесников из Института экономики города, утилизация ТКО путем выпуска искусственных грунтов вовлечет больше ТКО в хозяйственный оборот и снизит захоронение, а затраты на эти виды деятельности перераспределятся. При этом единый тариф, определяемый из необходимой валовой выручки регоператора, может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, исходя из экономически обоснованных затрат.
Оптимизм в целом разделяют и участники рынка. Предлагаемые изменения — классическая сбалансированная система экономического кнута и пряника, говорит заместитель гендиректор группы «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова. В масштабах страны до сих пор существует дефицит мощностей по утилизации органических отходов, добавляет генеральный директор УК «ЭкоРазвитие» Юрий Платонов: комплексные мощности, включающие в себя компостирование, глубокую сортировку, есть в достаточном объеме только в Московской области. По оценке эксперта, компостирование исключит из захоронения и вовлечет в хозяйственный цикл примерно 30% потока отходов, а приблизительный рост тарифа регоператора составит 5–15%.