Якутия - лидер северного завоза
Проблема северного завоза в Якутии
Сегодня, пожалуй, все арктические территории России, включая Якутию, сталкиваются с острой потребностью в круглогодичных транспортных маршрутах. В Республике Саха это особенно важно для северных районов, которые полностью зависят от сезонных поставок топлива, продовольствия и других товаров. Огромное значение для Арктики имеет СМП.
Северный морской путь в пределах нашего региона простирается на 2,4 тысячи километров и является ключевым компонентом арктической транспортной системы, совместно с внутренними водными путями.
Согласованная работа СМП и внутренних водных маршрутов является необходимым условием транспортировки грузов на Севере республики. Перевозка по СМП в Якутии начинается в июле с открытия водных путей и завершается в октябре.
В прошлом году через Северный морской путь доставили 125 тысяч тонн грузов, что составляет 10% общего объема перевозок в арктические районы. Но количество грузов через СМП постепенно растет каждый год.
Направление поставок через СМП положительно сказывается на стоимости товаров для потребителей, что отмечают жители. Транспортные расходы занимают значительную долю издержек на производство и реализацию продукции.
Доступность и цена транспортных услуг влияют на качество жизни населения. Для Республики Саха этот вопрос имеет экономическое и социальное значение.
Завоз через Северный морской путь имеет сложные условия, связанные с перегрузкой грузов и погодными условиями. Одной из главных проблем остается нехватка оборотных средств у компаний, занимающихся северным завозом.
Необходима федеральная поддержка для обеспечения регулярного снабжения территорий северного завоза, уменьшения сроков и стоимости доставки.
Предлагается рассмотреть предоставление субсидий из федерального бюджета для компенсации транспортных расходов и банковских процентов по кредитам. Также необходимо предоставить инвестиционные гранты для модернизации инфраструктуры.
Предлагается создать программу льготного кредитования для компаний, занимающихся северным завозом, путем субсидирования банков для компенсации процентов из федерального бюджета. В качестве примера можно использовать программы ДОМ.РФ и ВЭБ РФ, а также механизм "дальневосточной ипотеки".
Государственная поддержка предприятий в Якутии
Ежегодно из финансового фонда Республики Саха фирмам предоставляется региональная помощь в форме гарантий, кредитов и субсидий. Средства выделяются с учетом ограниченности и дотаций бюджета региона.
Именно поэтому объемы господдержки не удовлетворяют реальную потребность в грузоперевозках. Для осуществления доставки товаров на север, включая по Северному морскому пути, требуется около 8,25 млрд рублей.
На сегодняшний день основным видом федеральной финансовой помощи является предоставление кредитов регионам России. Мы уверены, что предложения Якутии заинтересуют и другие субъекты, сталкивающиеся с вопросами северных перевозок.
Мы надеемся, что комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики в парламенте доработает законопроект, учитывая наши предложения и рекомендации.
Павел Петров, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике