Финансовый отчет: бюджет и дефицит
Этап опережающего финансирования государственных контрактов и ускоренных закупок, вероятно, завершился в марте — федеральный бюджет закрыт с излишком, а сумма дефицита за первый квартал стабилизировалась. Согласно данным Минфина, доходы за январь—март составили 9,05 трлн рублей, а расходы — 11,2 трлн рублей. Таким образом, дефицит бюджета достиг 2,2 трлн рублей, что составляет 1% ВВП. Это превышает запланированную на год сумму в 1,2 трлн рублей, или 0,5% ВВП, но уже меньше показателя за первые два месяца — 2,7 трлн рублей, или 1,3% ВВП.
Огромный дефицит в начале года был вызван практикой опережающего финансирования бюджетных расходов уже в третий раз (см. за 12 марта). В январе 2025 года было потрачено 4,4 трлн рублей, в феврале — 3,6 трлн рублей, а в марте расходы снизились до 3,2 трлн рублей. По результатам квартала темп роста расходов уменьшился до 9,1%, после внушительных 64,1% в январе.
Доходы бюджета, особенно нефтегазовые, остаются нестабильными. Не нефтегазовые доходы за три месяца демонстрируют постоянный рост, составив 6,4 трлн рублей (плюс 10,6% к прошлому году). Однако доходы от нефти и газа уменьшились на 9,8% до 2,6 трлн рублей. Минфин признал наличие рисков для этой части бюджетных поступлений из-за ослабления цен на нефть.
Прогнозы по цене на российскую нефть в $69,7 за баррель не оправдались. В начале года цена была ниже этого уровня. Средняя цена Urals составляла $67,7 в январе, $61,7 в феврале и $59 в марте. Укрепление рубля также затрудняет ситуацию, ослабление валюты могло бы увеличить налоговые поступления от экспорта. Курс доллара к рублю стабильно держится ниже 90 руб./$ уже полтора месяца, с установленным Центробанком соотношением валют в 85,5 руб./$.
При сохранении низкой цены на нефть дефицит бюджета может превысить запланированное значение до 1% ВВП. Если не удастся компенсировать убытки поступлениями от нефти и газа, возможно придется использовать средства ФНБ. При составлении бюджета-2025 Минфин ожидал, что в текущем году деньги из Фонда Национального Благосостояния не понадобятся для покрытия дефицита расходов.