В основе развития проекта, масштабирования бизнеса, обеспечения роста прибыли и стабильности компании лежат базовые знания в юридической отрасли и сфере финансов. Чтобы грамотно управлять бизнесом и быстро реагировать на изменения и волнения в мировой экономике, одних основ финансовой грамотности недостаточно.
В цикле публикаций «Финансы для предпринимателя» разложим по полочкам базовые понятия, ошибки, советы и примеры — все о том, как успешно управлять своим делом.
Доход ≠ выручка ≠ прибыль
Порой предприниматели (и не только молодые и неопытные) путают понятия: доход, прибыль и выручка.
Разберем на примере пекарни. «Булочки да коржики» получила заказ на пять тысяч маковых слоек. Срок поставки — месяц. Заказчик перевел на расчетный счет пекарни оплату за заказ — 120 тысяч рублей.
Эти деньги еще не выручка. Они просто лежат «на сохранении» на расчетном счете. Когда «Булочки да коржики» отдадут клиенту заказ, полученные деньги станут выручкой.
Ее формула проста:
цена одного товара х количество проданных единиц = выручка
За этот месяц пекарня ежедневно выполняла планы производства хлебобулочных изделий и продаж. Выручка за месяц составила чуть больше 280 тысяч рублей.
Кстати, доход «Булочек да коржиков» оказался больше, чем выручка. К ней прибавился доход, не связанный с прямой деятельностью компании: арендные за месяц от вендингового автомата с кофе, установленного на входе в пекарню — 15 тысяч рублей и неустойка за срыв сроков поставки сахарной пудры для булочек — 3 тысячи рублей.
Исходя из формулы:
выручка + внереализационных доход = доход
«Булочки да коржики» получили доход 418 тысяч рублей! Но владельцу пекарни рано радоваться — пора считать прибыль с заказа.
доход - расходы = прибыль
К расходам могут относиться: стоимость закупки сырья, зарплата, страховые взносы, реклама, стоимость аренды, коммунальные платежи, амортизация, стоимость услуги сторонних организаций (банковское обслуживание и работа охраны), проценты по кредитам и другие расходы.
Прибыль бывает разная: валовая и чистая.
Как правило, говоря прибыль все подразумевают чистую прибыль.
- валовая прибыль = выручка - стоимость производства товара
- чистая прибыль = выручка - все расходы.
За вычетом всех расходов за две недели и выручкой за другие ежедневные заказы клиентов «Булочки да коржики» заработали, то есть получили прибыль чуть больше 130 тысяч рублей.
Без плана можно только бредить
А без финансового планирования — забыть о прибыли и развитии бизнеса.
Форс-мажоры, кассовые разрывы, неоправданные задачи, долговые обязательства не станут ударом, если бизнес-управленец продумает, составит и будет придерживаться финансовой модели, определит сценарии развития, обеспечит бюджетом и будет контролировать все процессы.
Да, сразу перейти с тетрадки в 96 листов и расчерченной таблицей на серьезные финансовые инструменты сложно! Поэтому можно начать с простого — перевести учет расходов, доходов, выручки и прибыли в электронный формат: от Excel до Google Sheets. Так будет удобнее искать ошибки, вносить корректировки и позволит вам быть более гибким в планах.
Следующим шагом может стать внедрение платежного календаря. Без него сложно, практически невозможно сохранить финансовую устойчивость.
- Платёжный календарь.
Платежный календарь — план всех платежей, поступлений с привязкой к дате. Технически — электронная таблица, которая содержит информацию о дате, статьях доходов и расходов, суммы доходов-расходов, общие итоги по датам, календарным периодам и суммам.
Платежный календарь наглядно показывает итоговую сумму доходов и расходов за необходимый период, позволяя убедиться, что бизнес не работает в минус; напоминает о датах и суммах предстоящих платежей и поступлений; показывает объемы задолженности перед контрагентами. - План-факт по прибыли.
План-факт сравнивает плановые показатели компании (которые соответствуют бюджету) с фактическими, позволяя заметить и изучить отклонения по ключевым показателям. Анализировать можно финансовые, натуральные, относительные метрики. Но начать лучше с план-факта по прибыли на месяц. В таблице указать какая будет выручка, сколько расходов понесет компания.
В конце месяца сравнить плановые показатели с фактическими.
Вероятно, первое время планы и факты будут расходиться сильно. Но позже, благодаря дисциплине и погруженности в процессы придет понимание причинно-следственных связей. И тогда планирование и фактическая деятельность будут отличаться минимально.
Сколько платить самому себе?
Прибыль компании не должна равняться доходу ее владельца. Чистая прибыль — залог развития и модернизации компании, формирования резервного фонда, подушки безопасности бизнеса.
Если владелец «Булочек да коржиков» будет забирать всю прибыль себе, то его пекарня будет стагнировать и регулярно подвергаться риску…и навряд ли переживет экономический кризис.
Без четкого разграничения предприниматель может впасть в одну из двух крайностей: забирать со счетов все свободные деньги и обогащать себя, а не бизнес или боятся взять лишнего — вдруг компания потеряет, ослабеет.
Поэтому, чтобы не разорить пекарню или себя, предприниматель должен понять, какую роль он играет в этом деле. Он собственник или генеральный директор?
Как правило, собственники получают дивиденды — утвержденный процент от чистой прибыли, с учетом необходимых средств на развитие компании.
Генеральный директор получает зарплату наравне с остальными сотрудниками — в соответствии со статусом, рынком и возможностями компании.