Форум инфраструктурных компаний: как привести сметы в соответствие с реальностью?

Форум инфраструктурных компаний: как привести сметы в соответствие с реальностью?

Новости
017
Рефинанс

Проблемы ценообразования и зарплат в строительной отрасли

На Общенациональном собрании строительных компаний участники обсудили наиболее острые вопросы в отрасли — основное внимание было уделено ценообразованию по государственным контрактам, которые не соответствуют реальному увеличению себестоимости строительства. Среди других проблем — недостоверное учет зарплат в дорожном строительстве, что ведет к снижению сметной стоимости проектов, а также различия в используемых для расчетов цен индексах реальной инфляции и отсутствие постоянных механизмов пересмотра цен контрактов.

При подготовке к внедрению обновленного национального проекта "Инфраструктура для жизни" на общую сумму 10 трлн рублей до 2030 года и шестилетнем плане дорожных работ (9,2 трлн рублей), участники Общенационального собрания строительных компаний искали варианты решения актуальных проблем отрасли. Председатель РСПП Александр Шохин отметил, что 2025 год станет "переломным" для сферы. С одной стороны, необходимо сохранить достигнутый уровень строительства, чтобы не потерять накопленный капитал ("он пригодится, когда мы выйдем из кризиса"). С другой стороны — рынок инфраструктуры сейчас находится в условиях значительной неопределенности, и пока нет оценок возможного влияния последствий торговых войн на него.

В общем, как вытекало из обсуждения, ситуация в секторе сложная — согласно первому заместителю главы Минтранса Валентину Иванову, имеются случаи банкротства компаний и расторжения государственных контрактов. Основной причиной таких происшествий эксперты отрасли видят в проблемах ценообразования. По мнению господина Иванова, себестоимость "замерла" на месте, при этом издержки на строительство, такие как цены на ресурсы, заработные платы, процентные ставки, лизинговые платежи, продолжают расти.

Среди устаревших проблем отрасли — отсутствие прозрачности относительно оплаты труда работников. На сегодняшний день для определения сметной стоимости строительства используются местные стандарты, которые существенно ниже фактических заработных плат в области дорожного строительства. По мнению председателя совета директоров компании "Автобан" Алексея Андреева, компании в таких условиях "вынуждены либо сокращать прибыль, прекращая свое развитие (если прибыль вообще есть)", либо брать кредиты, либо обанкротиться. В связи с этим участники рынка предложили установить среднестатистические заработные платы.

Участники рынка также высказались о проблеме отклонения используемых в настоящее время при определении сметной стоимости индексов (индексы "Инвестиции в основной капитал") от реального уровня инфляции в сфере, предложив ввести отраслевые индексы. Следует отметить, что ранее в правительстве уже отмечали, что действующие индексы не отражают структуру себестоимости строительства — их обновление запланировано в "дорожной карте" по улучшению ценообразования в строительстве (см. от 18 апреля).

Также на собрании было предложение запретить заказчикам умышленно снижать максимальную (начальную) стоимость контрактов путем применения уменьшающих коэффициентов (для приведения ее в соответствие с выделенными лимитами). По словам Александра Шохина, в таких случаях исполнители вынуждены отказываться от участия в конкурсе, так как не могут обеспечить выполнение работ, что повышает риск привлечения недобросовестных исполнителей на закупках.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без отказа
Хочу кредит

Реагирование на изменение цен в строительстве

Предложения о внедрении постоянных механизмов адаптации к колебаниям цен на строительные материалы звучали. Алексей Андреев предлагал возобновить применение механизма пересмотра цен в государственных контрактах. Ранее этот механизм позволял увеличивать стоимость строительства на 30% в случае резкого повышения цен на материалы, но сейчас он выведен из действия. Господин Андреев отметил, что из-за этого строительные компании терпят убытки. Николай Руссу, генеральный директор "Мостострой-11", поддержал идею расширения действия механизма на контракты, заключенные и после 1 января 2023 года. Александр Шохин высказал мнение о необходимости пересмотра цен в случае изменения сроков контракта заказчиком, указав на то, что высокая инфляция становится серьезной проблемой для подрядчиков.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
03
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
04
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
01