Проблемы ценообразования и зарплат в строительной отрасли
На Общенациональном собрании строительных компаний участники обсудили наиболее острые вопросы в отрасли — основное внимание было уделено ценообразованию по государственным контрактам, которые не соответствуют реальному увеличению себестоимости строительства. Среди других проблем — недостоверное учет зарплат в дорожном строительстве, что ведет к снижению сметной стоимости проектов, а также различия в используемых для расчетов цен индексах реальной инфляции и отсутствие постоянных механизмов пересмотра цен контрактов.
При подготовке к внедрению обновленного национального проекта "Инфраструктура для жизни" на общую сумму 10 трлн рублей до 2030 года и шестилетнем плане дорожных работ (9,2 трлн рублей), участники Общенационального собрания строительных компаний искали варианты решения актуальных проблем отрасли. Председатель РСПП Александр Шохин отметил, что 2025 год станет "переломным" для сферы. С одной стороны, необходимо сохранить достигнутый уровень строительства, чтобы не потерять накопленный капитал ("он пригодится, когда мы выйдем из кризиса"). С другой стороны — рынок инфраструктуры сейчас находится в условиях значительной неопределенности, и пока нет оценок возможного влияния последствий торговых войн на него.
В общем, как вытекало из обсуждения, ситуация в секторе сложная — согласно первому заместителю главы Минтранса Валентину Иванову, имеются случаи банкротства компаний и расторжения государственных контрактов. Основной причиной таких происшествий эксперты отрасли видят в проблемах ценообразования. По мнению господина Иванова, себестоимость "замерла" на месте, при этом издержки на строительство, такие как цены на ресурсы, заработные платы, процентные ставки, лизинговые платежи, продолжают расти.
Среди устаревших проблем отрасли — отсутствие прозрачности относительно оплаты труда работников. На сегодняшний день для определения сметной стоимости строительства используются местные стандарты, которые существенно ниже фактических заработных плат в области дорожного строительства. По мнению председателя совета директоров компании "Автобан" Алексея Андреева, компании в таких условиях "вынуждены либо сокращать прибыль, прекращая свое развитие (если прибыль вообще есть)", либо брать кредиты, либо обанкротиться. В связи с этим участники рынка предложили установить среднестатистические заработные платы.
Участники рынка также высказались о проблеме отклонения используемых в настоящее время при определении сметной стоимости индексов (индексы "Инвестиции в основной капитал") от реального уровня инфляции в сфере, предложив ввести отраслевые индексы. Следует отметить, что ранее в правительстве уже отмечали, что действующие индексы не отражают структуру себестоимости строительства — их обновление запланировано в "дорожной карте" по улучшению ценообразования в строительстве (см. от 18 апреля).
Также на собрании было предложение запретить заказчикам умышленно снижать максимальную (начальную) стоимость контрактов путем применения уменьшающих коэффициентов (для приведения ее в соответствие с выделенными лимитами). По словам Александра Шохина, в таких случаях исполнители вынуждены отказываться от участия в конкурсе, так как не могут обеспечить выполнение работ, что повышает риск привлечения недобросовестных исполнителей на закупках.
Реагирование на изменение цен в строительстве
Предложения о внедрении постоянных механизмов адаптации к колебаниям цен на строительные материалы звучали. Алексей Андреев предлагал возобновить применение механизма пересмотра цен в государственных контрактах. Ранее этот механизм позволял увеличивать стоимость строительства на 30% в случае резкого повышения цен на материалы, но сейчас он выведен из действия. Господин Андреев отметил, что из-за этого строительные компании терпят убытки. Николай Руссу, генеральный директор "Мостострой-11", поддержал идею расширения действия механизма на контракты, заключенные и после 1 января 2023 года. Александр Шохин высказал мнение о необходимости пересмотра цен в случае изменения сроков контракта заказчиком, указав на то, что высокая инфляция становится серьезной проблемой для подрядчиков.