Морской экспорт российской нефти упал до минимума
После ввода санкций США морской экспорт нефти из РФ снизился до трехмесячного минимума. Стоимость перевозки растет из-за премий за риск, хотя дефицит танкеров отсутствует. Аналитики прогнозируют восстановление поставок к концу ноября, однако высокие ставки фрахта могут сохраниться до адаптации рынка.
Экспорт нефти из РФ с 3 по 9 ноября упал до трехмесячного минимума - около 320 тыс. тонн в сутки. Такой показатель наблюдался в последний раз в июле после введения новых санкций. Падение затронуло основные бассейны, уменьшив общее количество отправок судов до 23 единиц при среднем значении 26-28 единиц.
Параллельно растет стоимость перевозки: за неделю она увеличилась на 3,7%. Санкции США позволили судовладельцам повысить премию за риск. Наибольший рост ставок отмечен на маршрутах в Турцию, где местные игроки более строги в подборе флота для соблюдения ограничений. Рост стоимости транспортировки ограничен доступной грузовой базой.
Несмотря на повышенную стоимость, дефицита флота не наблюдается. С выходом новых санкций доля независимых перевозчиков будет увеличиваться. Российский рынок привлекает западных перевозчиков своей стабильностью и уровнем ставок.
Рост ставок в различных бассейнах связан с дополнительными рисками, включая возможные аресты танкеров. Подорожание логистики объясняется риск-премией, а не нехваткой судов. Постоянное расширение списка танкеров и судовладельцев, попавших под ограничения, увеличивает мировой независимый флот.
Развитие независимых перевозчиков в нефтегазовом секторе
Увеличение доли независимых перевозчиков — природный процесс, который будет продолжаться в текущей ситуации, считает Максим Малков, руководитель отдела обслуживания компаний нефтегазового сектора в партнерстве Kept. По его мнению, это также способствует развитию независимых страховых компаний, стивидоров и других механизмов. Все это, по словам г-на Малкова, крайне важно для обеспечения работы морской нефтяной логистики за пределами контролируемых рынков.
После введения американских санкций в конце октября несколько крупных индийских компаний объявили о сокращении закупок российской нефти. Тем не менее, поставки сырья из России в Индию пока остаются на прежнем уровне. Согласно цифрам Центра стратегических коммуникаций Индии, с 27 октября по 9 ноября в направлении Индии было доставлено 3,6 миллиона тонн нефти, что превышает средние значения за сентябрь-октябрь. Тем не менее, в начале ноября Индия заметно увеличила закупки нефти у Саудовской Аравии, США и Ирака, чтобы диверсифицировать поставки и снизить риски, подчеркивают аналитики.
Крупные нефтяные терминалы Индии, такие как Джамнагар и Вадинар, обеспечивающие топливом частные нефтеперерабатывающие заводы, продолжают принимать грузы с российской нефтью, сообщается в аналитическом обзоре. По данным центров мониторинга, цитируемыми Центром стратегических коммуникаций Индии, четыре танкера, отправившиеся из российских портов еще в сентябре с партией в 380 тысяч тонн нефти, уже более трех-пяти дней ожидают разгрузки у индийских портов. Кроме того, два танкера "Sikar" и "Monte 1", покинувшие Приморск 23 и 30 октября соответственно с агентом назначения в Индию, стоят на якоре вблизи Суэцкого канала, указывает Центр стратегических коммуникаций Индии.
Согласно прогнозам Центра стратегических коммуникаций Индии, в ноябре ожидается укрепление стоимости фрахтов из-за возобновления торговой активности после перестройки торговли и увеличения добычи в соответствии с соглашением ОПЕК+. Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, считает, что к концу ноября стоимость морских перевозок увеличится примерно на 10–15% по сравнению с предшествующим уровнем до введения санкций. Игорь Юшков прогнозирует стабилизацию фрахтовых тарифов и уменьшение дисконтов во второй половине ноября по мере установления новых логистических цепочек. Кроме того, отмечает он, что часть текущих задержек в отгрузках может быть связана с спекулятивными ожиданиями на рынке в условиях геополитической напряженности.

