Газомоторный топливный рынок в России ожидает рост до 2035 года, несмотря на барьеры.

Новости
02
Рефинанс

Планы роста рынка газомоторного топлива в России

К 2035 году объем внутреннего рынка газомоторного топлива (ГМТ) должен увеличиться до минимум 9,6 млрд кубометров, становясь важным фактором для повышения потребления метана в стране. Однако высокая стоимость переоборудования и недостаток поддержки ограничивают спрос в этом сегменте, предпочтение отдается сжиженному углеводородному газу (СУГ).

Прогнозируется, что потребление ГМТ в России за следующие десять лет увеличится в пять с половиной раз и достигнет 13,9 млрд кубометров. Данные цифры соответствуют целевому сценарию, утвержденному 8 сентября в Концепции развития рынка ГМТ до 2035 года, который предполагает ускоренное развитие рынка.

Согласно этому сценарию, количество газовых заправок увеличится почти вдвое: с 1170 единиц в 2024 году до 2213 станций к 2035 году.

В то же время базовый сценарий, учитывающий современные экономические условия и нестабильность на мировых рынках энергоресурсов, прогнозирует рост потребления ГМТ до 9,6 млрд кубометров в год (в 3,8 раза), с увеличением сети заправочных станций до 2715 единиц.

Изменение спроса

Одной из ключевых целей стратегии развития газовой отрасли является увеличение потребления метана на внутреннем рынке. В настоящее время Россия занимает лидирующее положение в мировых запасах природного газа (свыше 68 трлн кубометров, что составляет примерно 30% от глобальных запасов) и по традиции является одним из крупнейших экспортеров. Однако после введения санкций со стороны Европы, являвшейся главным зарубежным потребителем российского газа, пришлось сократить добычу. Так, если в 2021 году объем производства метана составлял 763 млрд кубометров, то в 2022 году этот показатель упал до 676 млрд кубометров, а в 2023 году — до 638 млрд кубометров. В прошлом году объемы добычи начали возрастать (на 7%, достигнув 685 млрд кубометров), но остаются ниже, чем в период до санкций. «В текущих геополитических условиях и при колебаниях цен на нефтепродукты важно развивать внутренний рынок потребления природного газа в РФ, с упором на рынок газового топлива для двигателей», — говорится в стратегии развития данного сектора.

За последние пять лет потребление метана в транспортной отрасли, по оценкам Минэнерго, выросло с 0,9 млрд кубометров в 2019 году до 2,5 млрд кубометров к 2024 году, а количество заправок увеличилось более чем в два раза. Почти все эти объемы, около 98% от общего спроса на газовое топливо, приходятся на автотранспорт. Тем не менее, доля газового топлива на топливном рынке составляет лишь 2–3%. Несмотря на это, в правительстве считают использование газа в транспорте значительным для экономики.

Экологический прогресс в 2025 году

В текущем 2025 году затраты предприятий России на топливные ресурсы благодаря метану уменьшились на 86,3 млрд рублей, а выбросы парниковых газов сократились на 1,4 млн тонн.

Прогнозируется, что к 2035 году основная часть использования газомоторного топлива останется в автомобильной сфере, однако также планируется перевод на газ других видов транспорта. Концепция включает в себя восемь сегментов техники: автомобили, железнодорожный, морской и внутренний водный транспорт, сельскохозяйственная техника, коммунальная и дорожно-строительная техника, специализированное оборудование для работы в карьерах и горных выработках. Базовый план предусматривает производство 347 тыс. автомобилей на газу (за последние 10 лет было произведено около 66 тыс.), переоборудование еще 369,5 тыс. автомобилей, строительство 80 гражданских судов (сейчас их 15), производство 113 магистральных и маневровых локомотивов, а также 1,6 тыс. единиц карьерной техники на сжиженном природном газе (СПГ), 4 тыс. единиц сельскохозяйственной техники и оборудования, 2,5 тыс. единиц коммунальной и дорожно-строительной техники.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без залога и поручителей
Получить кредит

Газ для транспорта: вызовы и перспективы

Метан в транспорте используется в двух формах: как компримированный газ (КПГ), сжатый под давлением до жидкого состояния, и сжиженный. Однако сжиженный метан более требователен к инфраструктуре, поскольку для его производства, транспортировки и хранения требуется специальное оборудование, способное поддерживать температуру около 160 градусов. Планируется производить сжиженный газ на малых заводах.

На начало 2025 года в России функционировало 26 таких заводов общей мощностью 387 тыс. тонн в год (прирост на 14,5% от предыдущего года). В период до 2030 года планируется ввод в эксплуатацию еще 85 мини-комплексов.

Вопреки планам, реализация этих проектов непосредственно зависит от уровня спроса. По данным Минэнерго, загрузка существующих заводов не превышает 50%. Так, производство сжиженного газа на малых заводах по итогам 2024 года составило всего 172 тыс. тонн.

Инфраструктура заправок также избыточна. Согласно оценкам Союза предприятий газомоторной отрасли (СПГО), она загружена лишь на треть, хотя существующие АГНКС могут обслуживать на 500 тыс. автомобилей больше, чем сейчас используется. Для содействия обновлению автопарка на газе, предложено усилить меры по стимулированию спроса на новые автомобили, работающие на газомоторном топливе, которые обладают заметными преимуществами в энергоэффективности, экономичности и экологической чистоте в сравнении с автомобилями, использующими нефтяные топлива.

Увеличение государственной поддержки для производителей газовой техники

Последние данные свидетельствуют о значительном увеличении суммы государственной субсидии для производителей транспорта и спецтехники, работающих на природном газе. В ближайшие годы бюджетные расходы на эту цель увеличатся более чем в два раза, достигнув 5,7 млрд рублей к 2025 году. Аналогичная финансовая поддержка будет выделена и на последующие три года. Однако представители СПГО утверждают, что такие средства явно недостаточны для развития газовой инфраструктуры.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Потребители выбирают между топливами

Управляющий партнер компании NEFT Research, Сергей Фролов, отмечает, что программа газификации транспорта стимулирует использование метана, но на самом деле сжиженные углеводородные газы, такие как пропан-бутан, популярнее. Многие легкие коммерческие транспортные средства и такси используют именно этот вид топлива.

Эксперты в Союзе продавцов газового оборудования также отмечают увеличение спроса на сжиженные углеводородные газы. При этом, хотя государство вкладывает деньги в отрасль, субсидируя производство и переход на метан, повышение налогов на установку ГБО уменьшает интерес автовладельцев к этой технологии. В результате бизнес, занимающийся сжиженными газами, теряет привлекательность из-за роста издержек и госрегулирования цен на бензин и дизельное топливо.

Эксперты также отмечают, что бюджетные организации продолжают покупать технику, работающую на традиционных топливах, что затрудняет переход на альтернативные источники энергии. По прогнозам, к 2025 году произойдет увеличение переоборудования легкового транспорта на сжиженные углеводородные газы, так как стоимость других видов топлива растет, а установка оборудования для пропана-бутана остается более доступной без особой поддержки со стороны государства.

В будущем правительство рассматривает возможность внедрения льгот для развития рынка метана в качестве топлива для автотранспорта. Эти льготы могут включать освобождение владельцев газовой техники от уплаты транспортного налога, платежей в систему "Платон", оплаты проезда по платным дорогам и стоянки. Ведомства должны рассмотреть эти вопросы до 20 февраля 2026 года.

Вызовы внедрения

Общие параметры новой стратегии ГМТ кажутся излишне оптимистичными, согласно г-ну Фролову. «Пересмотренная концепция должна не только утверждать амбициозные цели, но и предлагать план их достижения»,— отмечает он. Эксперт отмечает, что рост потребления газа как топлива, хоть и положителен, недостаточен, и не соответствует заданным в предыдущей версии энергетической стратегии целям (документ был обновлен в начале года).

«Учитывая историческую динамику и текущие экономические проблемы в стране, рост спроса на уровне 5–6 млрд кубометров в год для “Газпрома” и автопрома будет важным достижением.

Развитие рынка газомоторных транспортных средств: проблемы и перспективы

Для увеличения результатов необходимо активно расширять использование природного газа в морском и железнодорожном транспорте, а также в других сферах, таких как строительная и карьерная техника, что в настоящее время представляется сложной задачей, считает Сергей Фролов.

Он выделяет несколько препятствий, тормозящих развитие рынка газомоторных транспортных средств. Среди них ограниченный ассортимент производства газовых автотранспортных средств, отсутствие серийного производства других видов транспорта (техники для карьеров, сельхозтехники, судов); ограниченные возможности переоборудования текущего автопарка на газ из-за технических особенностей и проблем с гарантией производителя, а также высокая стоимость газовой техники и оборудования для перехода автомобилей с жидкого топлива из-за высокой зависимости от импорта. Кроме того, эксперт указывает на затруднения с привлечением кредитов для строительства заправок и лизинга техники на газе, неравномерное распределение заправок по стране и недостаточное количество сервисных центров по обслуживанию газомоторных авто, сложную процедуру изменений в транспортных средствах при установке газового оборудования.

По мнению управляющего партнера "S+Консалтинг" Елены Лазько, концепция развития рынка газомоторных транспортных средств может быть успешно воплощена с помощью стимулирования спроса. Она отмечает, что ключевым вопросом является согласование производства техники, топлива и инфраструктуры в сегменте газового транспорта.

"Увеличение объемов продаж газа для транспорта в шесть раз требует увеличения спроса, прежде всего за счет более низкой цены, которая должна быть не менее чем в два раза ниже, чем у бензина, и облегчения процесса переоборудования автомобилей, а также предоставления льгот в виде налоговых послаблений и других бенефитов", — считает госпожа Лазько.

Она подчеркивает, что на данный момент в крупных городах, как, например, в Москве, владельцы электрокаров имеют преимущество перед владельцами газовых автомобилей. По ее мнению, необходимо использовать преимущества для владельцев при использовании платных дорог. Также эксперт призывает к изменениям в правилах госзакупок городского транспорта, отдавая предпочтение технике на газе, что способствует стимулированию спроса.

Читайте также
Новости
Россия: Заключено свыше 6 млн договоров долгосрочных сбережений, привлечено 450 млрд руб.
В России количество договоров долгосрочных сбережений к концу июля превысило 6 миллионов, что значительно выше запланированных показателей. Объем привлеченных средств составил около 450 миллиардов рублей, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
18 сентября
01
Новости
Силуанов призывает избегать резких решений в период планового охлаждения экономики.
Министр финансов России Антон Силуанов на Московском финансовом форуме призвал финансовые власти избегать резких решений в период планового охлаждения экономики, акцентируя внимание на осторожности в бюджетной и денежно-кредитной политике.
18 сентября
00
Новости
Силуанов: Поддержка должна идти эффективным работникам, а не разгильдяям
Министр финансов России Антон Силуанов подчеркнул важность повышения производительности труда и рекомендовал поддерживать эффективных сотрудников, вместо того чтобы выделять бюджетные средства на нерадивых работников.
18 сентября
01