Поддержка правительством единого реестра неналоговых отчислений
Инициатива Генпрокуратуры о создании единого электронного реестра неналоговых отчислений бизнеса получила поддержку Правительства. Глава надзорного ведомства Игорь Краснов сообщил об этом на сессии Восточного экономического форума во Владивостоке, где обсуждались меры поддержки предпринимательства в России. Предпринимательское сообщество приветствует этот шаг, поскольку сокращение неналоговых платежей является его долгосрочной инициативой. В Министерстве финансов ранее относились к этому более скептически из-за сложности систематизации сборов и отсутствия необходимой информации в государственных информационных системах. Теперь вопрос переходит под обсуждение Национальной модели целевых условий для бизнеса, а на проработку конкретных предложений по этому вопросу к 2025 году возьмется Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Генпрокуратура добилась согласия Правительства на создание единого электронного реестра неналоговых платежей бизнеса. Прокурор Игорь Краснов отметил, что внедрение этого механизма уже началось на практике. Он описал ситуацию с неналоговыми платежами как "неразбериху", а отчисления — как "поборы". Генпрокурор подчеркнул необходимость, чтобы реестр был актуальным, динамичным и прозрачным для всех видов неналоговых платежей.
Помимо налогов, предприниматели обязаны уплачивать различные сборы, включая утилизационный и экологический. Количество таких платежей постоянно увеличивается. Согласно Счетной палате, в России насчитывается 167 неналоговых отчислений, и дополнительная нагрузка на бизнес от этих платежей составляет около 2 трлн рублей в год, с тенденцией увеличения. По словам главы "Опоры России" Александра Калинина, отличие заключается в том, что по налогам есть обещание их замораживания до 2030 года, в то время как для неналоговых платежей такого обязательства нет. Поэтому решение, озвученное господином Красновым, можно считать историческим.
Законопроект, закрепляющий нормы регулирования неналоговых платежей, был начат еще в 2015 году. Однако в 2017 году он был временно заморожен после представления в Правительство. Согласовать подходы к характеру таких платежей и необходимость их систематизации для включения в Налоговый кодекс в целях ограничения нагрузки на компании для создания стабильной предпринимательской среды не удалось. Отсутствие единства в определении принципов и целей таких сборов вело к их повышению по различным основаниям и разделению контроля между разными ведомствами, при этом великая часть неналоговых доходов направлялась на финансирование отраслевых целей.
Предприниматели неоднократно обращали внимание на необходимость ревизии таких отчислений — в 2023 и в 2024 году. Министерство финансов относилось к этому процессу с недоверием, считая его избыточным, так как информация о неналоговых платежах уже содержится в государственных информационных системах. На текущий момент не удалось узнать, какую позицию ведет регулятор на этот счет. Запрос был перенаправлен в Министерство экономического развития, где также не получили ответа. Однако работа по систематизации платежей уже активно ведется, и АСИ планирует представить конкретные предложения Правительству к концу 2025 года. Анализ неналоговых отчислений происходит на основе списков, составленных Торгово-промышленной палатой, Минфином и Счетной палатой.
Следует отметить успешный опыт взаимодействия Правительства и Генпрокуратуры в схожих случаях, например, в урегулировании споров о правах силовых структур и контрольно-надзорных органов в отношении бизнеса.