Повышение загрузки горнолыжных курортов в межсезонье
Увеличение заполняемости горнолыжных центров в отсутствие зимы могло бы повысить среднегодовую загрузку на 5–10% и прибыль — на 80%. В настоящее время привлечение посетителей летом, главным образом, выполняется за счет значительного снижения цен, что негативно сказывается на финансовом состоянии объектов. Ограниченная инфраструктура и специфика аудитории таких проектов тормозят развитие отдыха во внесезонье.
По мнению аналитиков Strategy Partners, привлечение дополнительных туристов в межсезонье позволит увеличить среднегодовую загрузку российских горнолыжных курортов на 5–10 процентных пунктов, а в некоторых случаях — на 15–25. Эксперт Marina Smirnova делит его точку зрения. Она полагает, что отказ от зависимости от сезонности может привести к росту заполнения с 55–65% до 60–75% с соответствующим увеличением выручки на 80%.
Согласно Strategy Partners, межсезонье на российских курортах длится в среднем 7,2 месяца. Этот период, начиная с апреля и заканчивая декабрем, характеризуется недоступностью зимних видов спорта. Загрузка объектов сильно варьируется в зависимости от конкретного курорта. Например, в июле горнолыжный Сочи заполнился на 75%, что на 2,9% ниже загрузки прибрежной зоны. Значения Архыза идентичны зиме, в то время как загрузка Шерегеша летом снижается на 30% по сравнению с зимой, что ведет к уменьшению выручки на 60%.
Marina Smirnova отмечает, что на зрелых курортах первый квартал приносит 45% годовой выручки, второй — 10%, третий — 30%, четвертый — 15%. Elena Kiseleva от Strategy Partners утверждает, что совокупный вклад лета, весны и осени в доход российских курортов в настоящее время составляет 40–50%.
Специалисты подчеркивают, что наиболее сложными для привлечения посетителей остаются весна и осень. Недоиспользование объектов негативно влияет на доходность курортов. В Васта Отель Менеджмент сообщают, что в апреле—мае загрузка была ниже на 1%, чем годом ранее, в июне—августе — на 4,2%, снизившись до 76,5%. Анна Борисова из сети отелей Azimut Hotels говорит, что на курорте «Роза Хутор» четыре летних месяца приносят 50% выручки.
Интерес к горнолыжным курортам вне сезона
Интерес к российским горнолыжным курортам вне зимнего сезона практически не растет, как показывают данные от «Островка». В период с мая по август количество бронирований остается на уровне прошлогоднего, за исключением роста на 10% в Архызе, который возможно обусловлен открытием новых отелей. OneTwoTrip также не отметил увеличения интереса к российским горнолыжным курортам летом. Общий объем продаж по России в этот период занимает менее 1% по данным сервиса.
Интерес к горнолыжным курортам Северного Кавказа в межсезонье вырос на 2–3% по сравнению с прошлым годом, это считают в компании «Алеан». Основной спрос формируют местные жители, приезжающие на собственных автомобилях. В период пикового сезона на горнолыжные курорты Северного Кавказа прибыло на 5–10% больше гостей, несмотря на отсутствие снега зимой (см. от 7 февраля).
Летом загрузка курортов поддерживается снижением тарифов. В «Алеане» отмечают, что в Домбае, Архызе и Приэльбрусье цены на номера летом в среднем в два-три раза ниже, чем зимой. Средний тариф в Сочи в июле оказался в 2,2 раза ниже, чем на побережье. Год к году средняя стоимость ночлега в мае—августе увеличилась наиболее значительно в Домбае и Манжероке — на 15%, до 5,5 тыс. и 10,9 тыс. рублей соответственно. В Красной Поляне цены поднялись на 3%, до 6,8 тыс. рублей в сутки.
Эксперт из компании «Рексофт Консалтинг» выделяет несколько преград для развития аудитории горнолыжных курортов летом, такие как ограниченный выбор активностей, недостаточная инфраструктура и слабое позиционирование. Также отмечается, что аудитория курортов в целом ограниченна.
Активный отдых зимой и летом
Только 3% населения страны предпочитают кататься на лыжах и сноубордах, в то время как в США этот процент составляет 10%.
Тем не менее, основную аудиторию горнолыжных курортов во внесезонье составляют посетители, уже побывавшие на них зимой, следует из исследования Strategy Partners.