Закон о локализации автомобилей: новые требования и изменения
Принятый Госдумой закон о локализации автомобилей для такси столкнулся с противодействием таксомоторной отрасли. С началом марта 2026 года для регистрации в таксопарке необходимо набрать 3200 баллов локализации или произвести машину по СПИК, заключенному в период с 2022 по 2025 год.
По оценкам участников рынка, новые требования дадут возможность работать в такси не только автомобилям АвтоВАЗа, но и другим производителям.
Закон о требованиях к уровню локализации автомобилей для легкового такси был принят Госдумой 13 мая. С 1 марта 2026 года для регистрации машины в таксопарке необходимо набрать 3200 баллов локализации или произвести ее в рамках СПИК, который действовал с 2022 по 2025 год. С 2033 года основным условием станет количество баллов локализации.
Уточняется, что новые требования не будут распространяться на машины, уже зарегистрированные до 1 марта 2026 года. Разрешение на работу в такси действует 5 лет. Некоторые регионы получили отсрочку введения закона: для Калининградской области и Сибирского федерального округа срок установлен до 1 марта 2028 года, для Дальнего Востока — до 1 марта 2030 года.
Глава комитета Госдумы по транспорту подчеркнул, что новый закон касается всех категорий такси и бизнес-классов.
Изначально лоббистом закона был АвтоВАЗ, настаивавший на использовании в таксопарке отечественных машин высокой локализации. Однако, новая версия закона допускает регистрацию в такси китайских автомобилей, собранных в России по российским брендам.
Изменения в автомобильной отрасли
Таким путем, поясняет он, в такси могут быть допущены изготовители, работающие на «Автоторе» (в частности, BAIC, Kaiyi, SMW), Citroen C5 Aircross, Tenet от «АГР Холдинга», электрокары Evolute, производимые на заводе под Липецком. Хотя другой источник считает, что автомобили, изготовленные на «Автоторе», не соответствуют требованиям, так как компания заключала СПИК до 2022 года, а затем вносила изменения. Аналогично с «АГР Холдингом», который является наследником СПИК Volkswagen, добавляет он. Третий источник уточняет, что автомобили Evolute и Voyah подходят под требования. Четвертый собеседник включает в их число марку «Москвич».
Согласно документу, в требования закона не вписывается иностранный и локализованный в РФ автопроизводитель — Haval. Компания заключала СПИК до 2022 года, а модели, выпускаемые на заводе под Тулой, по данным, пока не набирают 3200 баллов.
Таксисты неоднократно выразили беспокойство относительно локализации такси и просили президента РФ Владимира Путина не принимать законопроект (см. от 21 февраля). В сервисе «Максим» отмечают, что рынок бюджетных автомобилей в РФ «фактически отсутствует», а машины Lada стали «слишком дорогие». С 2020 года продукция АвтоВАЗа увеличилась в цене в два-три раза, говорят в «Максиме».
Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус считает, что для таксомоторной отрасли было бы эффективнее ввести более гибкое стимулирование использования отечественного автопрома. Например, отмечает он, вернуть плату за внесение сведений в реестр такси о не локализованном автомобиле и освободить от платы за внесение в реестр машины отечественной сборки. По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, нововведение, несмотря на неоднозначность, не грозит кризисом в отрасли. До марта 2026 года достаточно времени на «подстройку» для таксопарков и для производителей автомобилей, добавляет управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов.
Принятая версия закона несет риски роста стоимости поездки в такси, считает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, добавляя, что документ принят без поправок, которые представляли общественные организации и эксперты.
Воздействие на цену перевозки будет зависеть от простоев на ремонт, увеличения расходов и убытков по этой причине, отмечают в «Максиме», не исключая корректировку тарифов. В «Яндекс Такси» уверены, что закон потребует «существенной адаптации» отрасли.
Профессиональные редакторы новостей и финансовые эксперты
Приветствуем вас, уважаемые читатели! Мы - Наталия Мирошниченко и Дарья Андрианова, специалисты в области редактирования новостей и финансов. Наш опыт и знания в сфере журналистики и кредитования позволяют нам предоставлять вам только актуальную и качественную информацию. Благодарим за доверие и интерес к нашей работе!