Борьба с дропперами в финансовой сфере
Законодатели предлагают запретить банковским платежным агентам использовать упрощенную процедуру идентификации граждан. Инициаторы законопроекта утверждают, что это необходимо для предотвращения случаев мошенничества и для защиты от незаконного открытия электронных кошельков без согласия самих владельцев. Однако мнение экспертов относительно эффективности предлагаемых мер поддерживается не всеми, и они считают, что такие ограничения заставят банки пересматривать свою деятельность.
Поправки к закону о противодействии легализации доходов из преступной деятельности, представленные в Государственную Думу на этой неделе, лишают банковских агентов возможности производить быструю идентификацию граждан. Это решение было вызвано выявленными случаями неправильного выполнения процедур идентификации, выявленными Центробанком. Агенты допускали злоупотребления данными граждан для открытия электронных кошельков без их сочинений, что ставило под угрозу как банковские организации, которые привлекали их, так и самих граждан, на чьи имена эти кошельки открывались. Эти кошельки часто использовались для совершения преступлений, включая дропперство, и после их выявления блокировались. Это приводило к несправедливым последствиям для невиновных граждан - в 2024 году Центробанк получил около 10 тыс. жалоб от граждан с просьбами об исключении их из базы данных счетов с признаками совершения операций без их согласия.
Один из инициаторов законопроекта - председатель комитета Государственной Думы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков - пояснил, что цель этого документа - борьба с дропперством, когда злоумышленники получают доступ к счетам граждан за вознаграждение или путем обмана и используют их для мошеннических операций и вывода украденных денег. "Поправки направлены на пресечение незаконного использования персональных данных клиентов для незаконного открытия электронных кошельков от имени человека без его согласия, они ужесточают регулирование для платежных агентов, но не препятствуют развитию финансовых услуг в малых населенных пунктах", - сообщил депутат.
Тем не менее, эксперты высказывают сомнения относительно эффективности предусмотренных мер в законопроекте.
Председатель правления ассоциации "Финансовые инновации" Роман Прохоров утверждает, что запрет упрощенной идентификации клиентов БПА практически не повлияет на сокращение дропперства, поскольку эти агенты не являются основным каналом для этого, и их закрытие просто перенесет эти операции в банковскую сферу. Профессор МВА по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков считает, что прежде чем запрещать агентам проводить идентификацию, нужно изучить, какие операции они проводят и как изменится рынок в случае их исключения. "Без этого закона можно было бы обойтись, достаточно требовать от банков контролировать поведение своих агентов более внимательно", - считает он.
Банкиры также высказывают свое недовольство относительно законопроекта, который запрещает проводить упрощенную идентификацию клиентов платежных агентов. По мнению финансовых организаций, представленных в Национальном Совете Финансового Рынка в Государственной Думе, этот закон требует доработки. Авторы письма отмечают, что вместо полного запрета на привлечение агентов для упрощенной идентификации граждан может быть установлен нормативный каркас, который позволит проводить процедуру с минимальным нарушением закона. По словам председателя НСФР Андрея Емелина, для агентов это критически важно, поскольку идентификация является ключевой частью их деятельности в принципе.
Финальная ответственность за идентификацию
В дополнение, согласно руководителю Ассоциации участников рынка электронных средств платежа Виктору Достову, банк несет основную ответственность за процесс идентификации, независимо от того, провел ли он это самостоятельно или через посредников. Следуя словам господина Войлукова, если исключить БПА из текущей системы, банкам придется расширить сеть офисов, что повлечет за собой дополнительные расходы и возможно повышение стоимости оказываемых услуг.