Послабления в законе о локализации такси и их последствия
Изменения в законе о локализации такси могут принести облегчения для водителей, работающих как самозанятые или ИП. По новому законопроекту предусматривается продление срока использования импортных автомобилей до 2033 года для этой категории водителей. Однако доля нелокализованных автомобилей в каждом регионе не должна превышать 25%, что вызывает опасения на рынке такси. Производители автомобилей выступают против этих послаблений, поскольку он они считают, что это снизит потребность в импортозамещении.
Водителям, работающим как физические лица, может быть разрешено включать личные нелокализованные автомобили в региональный реестр такси. Их доля составит 25% от общего числа зарегистрированных автомобилей в субъекте на начало года. Эти изменения внесли на рассмотрение Госдумы различные депутаты 30 октября.
- Согласно законопроекту, квота будет рассчитываться исходя из числа водителей в регионе за предыдущий год.
- Оценку выполнения квоты будет проводить Минтранс.
- После исчерпания квоты на текущий год, водители-частники смогут внести свои автомобили в реестр только на следующий год.
- Предполагается, что механизм будет действовать до 2033 года.
В ответы Минтранса и Минпромторга пока не поступило.
Бизнесу ранее требовалось внести изменения в законодательство, чтобы облегчить условия работы для самозанятых и ИП, занимающихся такси. Однако деловое сообщество беспокоится, что требования по локализации автомобилей могут привести к оттоку около 200 тыс. водителей с рынка в 2026 году. Депутаты отмечают, что самозанятые водители составляют значительную долю рынка такси, и опасаются, что до 51% водителей могут покинуть отрасль в конечном итоге.
Мнение автопроизводителей по поводу послаблений в законе о локализации такси неоднозначно. Некоторые компании считают это конструктивным шагом, который поможет предотвратить дефицит водителей в удаленных или менее развитых регионах. Однако другие считают, что это создаст возможность для недобросовестных предпринимателей обойти закон и уйти от зависимости от импорта, что не решит проблему отрасли. Квоты по их мнению, могут стать основой для злоупотреблений.
Проблемы с локализацией и квотами в такси
В компании АвтоВАЗ отмечают, что зарубежные подержанные машины часто не могут проходить обслуживание в официальных дилерских центрах, в отличие от отечественных. Это ставит под угрозу безопасность пассажиров.
Появление на рынке такси водителей-совместителей согласно фирме, также приносит дополнительные риски.
Директор Международного евразийского форума такси (МЕФТ) Александр Басалаев называет проект закона компромиссным между интересами автопрома и такси. Он утверждает, что это смягчит негативные последствия вступления в силу требований о локализации. В компании "Яндекс Такси" поддерживают отсрочку введения требований о локализации для самозанятых на своих машинах. Председатель объединения пользователей цифровых платформ "Цифровой мир" Валерий Корнеев оценивает обсуждение инициативы как позитивный сигнал: органы власти слушают аргументы профессионального сообщества.
В Национальном совете такси утверждают, что предлагаемый механизм сохранил возможность выхода на рынок перевозчиков на собственных автомобилях. Хотя председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова сомневается в достаточности 25-процентной квоты и считает, что в конечном итоге она все равно приведет к ограничению рынка. По ее мнению, сначала нужно стремиться к установлению 80% квоты. В МЕФТ отмечают, что ситуация с самозанятыми таксистами в различных регионах значительно разнится. Например, в Краснодарском крае таких водителей 90%. В такси "Максим" механизм установления квот считают устаревшим: он может разрушить региональные рынки.


