Повышение госпошлин и нагрузка на судебную систему
Увеличение размера госпошлин в 2024 году имело целью снижение нагрузки на суды. В обсуждениях, затронувших профессиональное сообщество в свете принятых поправок к Налоговому кодексу, высказывалась идея разгрузить суды для улучшения правосудия. Тем не менее, предположение о положительном влиянии повышения госпошлин было опровергнуто в ходе дискуссий.
Публичные дебаты шли параллельно законотворческому процессу, в ходе которого цели изменений в НК не обсуждались. В предложении увеличить судебные пошлины, появившемся в поправках ко второму чтению, не было ясного указания на цели. Документы Госдумы не содержали информации о значении этих изменений в правовой системе. Конституционный суд, проводивший проверку конституционности поправок, не высказывался относительно реальных целей изменений.
Несмотря на мнения некоторых судей о необходимости разгрузки судов в контексте увеличения пошлин, ясно выраженные цели регуляторного воздействия были неопределенны.
Последствия почти двадцатикратного повышения госпошлин за год на количество экономических споров, рассматриваемых судами, таковы.
По данным судебного департамента Верховного суда, количество заявлений, поступивших в арбитражные суды первой инстанции, выросло в первой половине 2025 года. В 2024 году общее число заявлений в арбитражные суды составило 2 065 683, тогда как в 2023 году — 2 031 229. Повышение пошлин не оказало влияния на нагрузку судов первой инстанции, она даже увеличилась незначительно.
Ситуация по апелляционным жалобам также интересна. Общее количество жалоб снизилось вплоть до первого полугодия 2025 года. В окружных арбитражах и Верховном суде снижение количества жалоб также отмечалось согласно годовым отчетам. Таким образом, повышение госпошлин оказало заметное влияние на количество рассмотренных жалоб в судебной системе.
Динамика судебной нагрузки и правовой культуры
Данные указывают на снижение нагрузки из-за обращений по жалобам, а не исковым заявлениям. Представители судей подтверждают это. Увеличение госпошлин, вероятно, связано с уменьшением числа обращений в арбитражные суды. Стороны конфликта предпочитают обратиться в суд, вместо обжалования решения, не считая неудовлетворительный при сравнении с расходами.
Почему так происходит? Возможно, предприятия считают судебное разбирательство непродуктивным. Отсутствие альтернативных механизмов защиты прав делает другие институты бесполезными. Реформа третейских судов не сделала их популярными, несмотря на увеличение госпошлин. Медиация также не получила широкого распространения среди бизнеса. Кроме того, правовая культура меняется медленно, и надежда на быстрые изменения нагрузки на суды напрасна.

