Сокращение госзакупок гражданских дронов в России
Объем закупок гражданских дронов в 2025 году был сокращен более чем в четыре раза, составив 2,6 млрд рублей. Это связано с уменьшением федерального гражданского заказа на данный вид техники в шесть раз. Профильные ассоциации предсказывают, что выручка отрасли может снизиться на треть из-за насыщения рынка в предыдущие годы, дефицита бюджетов регионов и запрета на использование дронов в некоторых местах и ограничений на мобильную связь.
Согласно данным аналитической системы "Тендерплан", с января по ноябрь 2025 года было заключено 982 госзакупки на сумму 2,6 млрд рублей, в то время как за аналогичный период 2024 года было совершено 1459 закупок на 11,3 млрд рублей. Лидерами по объемам сделок в этом году стали Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье, Ямало-Ненецкий автономный округ и Приморский край.
Уменьшение объемов госзакупок связано с уменьшением финансирования государственного заказа на беспилотники. В 2025 году субсидии на закупки снизились с более чем 6 млрд рублей до 1 млрд рублей. В прошлом году благодаря крупным инвестициям объем закупок вырос в три раза по сравнению с 2023 годом.
Производители дронов не прокомментировали ситуацию, однако отметили сокращение среднего срока контрактов. Некоторые из них связывают уменьшение объемов сокращением региональных бюджетов.
Снижение госзаказа в аэросъемке и геологоразведке
По прогнозам специалистов из профильной ассоциации «Аэронекст», выручка от услуг к 2025 году сократится на 30% из-за уменьшения объема госзаказа. В 2024 году гражданский сегмент отрасли принес 21,7 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее. Однако уже к 2025 году этот показатель может опуститься до 15 млрд рублей, показывают предварительные подсчеты. За первые шесть месяцев текущего года спрос на услуги аэросъемки сократился в среднем на 20%, достигнув отметки в 3,5 млрд рублей.
Несмотря на общее падение, специалисты отмечают неравномерность по видам услуг и регионам. Например, спрос на геологоразведку, в том числе на измерения на низкой высоте, увеличился по сравнению с прошлым годом. Одновременно страховые компании регистрируют рост случаев, что может быть связано с увеличением числа перелетов беспилотников и привлечением неопытных специалистов и компаний.
Эксперты ассоциации видят причины в существующих запретах на использование беспилотников в некоторых регионах. Даже там, где такие разрешения существуют, процедура получения остается сложной и долгой, что затрудняет работу отрасли. Глава «Аэронекст» Глеб Бабинцев отмечает, что региональные власти не спешат снять запреты, даже если риска нет, что приводит к ухудшению рынка.
Также уменьшение рынка связывают с тем, что регионы, обладая беспилотниками, начинают предоставлять услуги самостоятельно или привлекая некомпетентных исполнителей. Это влияет на страховщиков и доверие заказчиков к технологиям. Ограничения мобильной связи в регионах также сказываются на спросе и оперативности работы беспилотников, замедляя развитие отрасли.
Проблемы российского рынка беспилотных дронов
Неразрешенной проблемой Андрей Патраков считает доминирование теневых поставок китайской техники и подделок российских дронов. Это уменьшает прибыль настоящих производителей и приводит к демпингу в государственных закупках.
Уменьшение федерального финансирования свидетельствует о том, что самостоятельного рынка беспилотной техники в России пока нет, по мнению Патракова. Барьеры, такие как запреты на полеты и сложности с сертификацией, остаются нерешенными со времен 2022 года, и в ближайшие годы пока нет перспектив. Тем не менее, отсутствие государственных инвестиций может подстегнуть развитие рынка, считает эксперт. Он предлагает расширить экспериментальные правовые режимы на большее количество участников: «При реальном начале полетов в рамках особого правового режима, а не только на словах, как это происходит в некоторых регионах».

