Кризис в рынке лизинга грузовых автомобилей
Финансовые вызовы для грузоперевозчиков
Лизинг был долгое время предпочтительной моделью для грузоперевозчиков, позволяя избежать крупных единовременных затрат. Варианты оплаты включали дифференцированную модель с равными ежемесячными платежами и регрессивный график с уменьшением размера платежей. Лизинговые выплаты могли рассматриваться как операционные расходы, снижая налогооблагаемую базу, сообщил глава Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов.
Под воздействием снижения объемов перевозок и повышения себестоимости, включая увеличение лизинговых платежей, грузоперевозчики по всей России вынуждены были остановить приобретение новой техники. За год ставки по лизингу выросли примерно на треть, а размер ежемесячных платежей увеличился в среднем на 58%.
В то же время компании уже возвращают лизингодателям значительное количество грузовой техники. Однако, стоимость лизинга увеличилась, поэтому неизменными остались первоначальный взнос и сроки договоров. Несмотря на льготный лизинг для отечественной техники, цена российских брендов остается выше китайских, несмотря на субсидии.
Процесс взятия автомобилей в лизинг стал более времязатратным, а форматы платежей также изменились. Появилась новая схема процентных ставок по лизингу, где ключевая ставка ЦБ и процент компании, либо фиксированная ставка. Условия стали сложнее, и тренд увеличения тарифов продолжается.
Ремонтные затраты грузоперевозчиков растут, уровень зарплат водителей растет, что ведет к устареванию автопарков и повышению аварийности. Недобросовестная конкуренция также создает проблемы, поэтому ассоциация предлагает правительству провести оперативные меры для поддержки игроков отрасли.
Грузоперевозчики требуют компенсацию
Транспортные компании попросили возместить лизинговые платежи по контрактам на период с 2023 по 2024 годы. По их мнению, выделенные субсидии необходимо ограничить 30% от общей суммы, заплаченной за отечественное оборудование, и 50% от уплаченного НДС.
Руководитель ассоциации подчеркнул важность прямой зависимости между государственной поддержкой и размером налоговых взносов, считая, что это мера позволит регулировать рынок, поддерживая только надежных участников, полностью исполняющих свои финансовые обязательства.