Грузоперевозки дорожают: компании покидают рынок на фоне роста затрат и ключевой ставки

Новости
02
Рефинанс

Тенденции в автоперевозках

Перевозчики отмечают повышение цен и возрождение интереса к внутренним маршрутам. Однако рост стоимости услуг объясняется массовым уходом фирм с рынка из-за увеличения издержек, высокой ключевой ставки и прошлогоднего демпинга, в то время как рост спроса, выраженный увеличением предложения грузов, пока не заметен. На международных маршрутах экспорт увеличивается, в то время как импорт, хоть и частично подстегиваемый высоким сезоном, не показывает значительного роста. Ситуацию усложняют проблемы на границе Китая с Казахстаном и Польши с Белоруссией, однако участники рынка надеются на улучшение обстановки к концу года.

Взлет от банкротства

Средние проценты за внутренние грузоперевозки на автомобиле в третьем квартале продолжили расти, согласно данным биржи грузоперевозок ATI.SU. За квартал цены на перевозки с полной загрузкой (FTL) по 100 популярным маршрутам повысились на 16,4%, а годовой рост составил 9%. Руководитель отдела данных в компании «Монополия» Александр Отрощенко также отмечает значительный рост тарифов по всей России в третьем квартале, а в сентябре — рекордные темпы с начала года: 4,2% к августу и 8,7% к прошлому году.

Также наблюдается рост спроса на перевозки — на внутренних маршрутах у ATI.SU он увеличился на 16% по сравнению со вторым кварталом и на 39% по сравнению с прошлым годом.

Однако основатель ATI.SU Святослав Вильде отмечает, что компания объясняет динамику "не восстановлением спроса, а тем, что грузовладельцам стало сложнее находить перевозчиков напрямую".

Фактический объем грузов внутри страны не увеличился, согласно заместителю гендиректора по логистике NC Logistic Артему Васканяну. Кроме того, объем перевозимых грузов демонстрирует нисходящую тенденцию, подчеркивает заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова, отмечая, что в первой половине года выручка в отрасли уменьшилась на 5%. "Рынок грузоперевозок остается недогруженным, при этом предложений о свободном транспорте достаточно, чтобы выбирать наиболее выгодные варианты", — заявил господин Васканян.

В третьем квартале предложение транспорта продолжило сокращаться, рассказывает Святослав Вильде: по оценкам, значительная часть перевозчиков ушла с рынка в этом году, процесс ликвидации компаний продолжается.

Сложная ситуация на рынке: ставки, кредиты и демпинг

Для многих ситуация остается непростой, в первую очередь из-за низких процентов,— говорит он.— Проблем добавляют дорогие заимствования и частые нарушения условий погашения задолженности со стороны партнеров». «И конечно, ценовая конкуренция в 2024 году не обернулась успехом, когда снижение тарифа достигало 30%»,— добавляет Мария Мартынова, оценивая количество продавцов, уходящих в этом году с рынка, в 30%. Гендиректор компании «ТрансГИД» Ксения Черникова также объясняет рост цен на внутренние перевозки сокращением предложения, а не увеличением реального спроса. Заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин говорит и о массовых возвратах оборудования: «По данным Объединенной лизинговой ассоциации, за первое полугодие лизингодатели получили обратно более 30 тыс. автомобилей от перевозчиков, что составляет порядка 8,7% всего парка грузовых транспортных средств в стране».

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без отказа
Хочу кредит

Контроль сдерживает импорт

На международных маршрутах, согласно отчетам от ATI.SU, в третьем квартале произошли изменения: лучшие результаты показал экспорт. Количество запросов на доставку грузов за рубеж увеличилось на 49% по сравнению с прошлым годом и на 47% по сравнению с предыдущим кварталом, при этом цены выросли на 10%. В третьем квартале количество запросов на отправку из России увеличилось на 8% в основном за счет экспорта, подтверждает Ксения Черникова. На четвертый квартал она предполагает увеличение на 10% за счет перевода потоков через Дальний Восток и Монголию.

По импортным доставкам после роста во втором квартале заметно снижение количества запросов, сообщают в ATI.SU, хотя за девять месяцев сохраняется положительная динамика, а ставки остаются высокими.

«Казахстан значительно повлиял на отрицательную тенденцию в импортных маршрутах (уменьшение на 57% по сравнению за год)», — указывают в ATI.SU. Импорт снизился из-за проблем на границе с Казахстаном (см. от 2 октября) и вырос лишь на 1% в третьем квартале, по оценкам госпожи Черниковой: «Ожидается коррекция всего на 2–3% к четвертому кварталу».

Казахстан продолжает становиться узким местом из-за заторов с транзитом, бюрократических и политических проблем, затрудняющих логистику, подтверждает Михаил Коптев, коммерческий директор компании «Скиф-Карго». Среднее время доставки из Китая через Казахстан, по словам Андрея Мякина, увеличилось с начала сентября до начала октября на 50% до 42–45 дней. Генеральный директор «Транссертико» Александр Соболев предполагает, что проблемы с импортом через Казахстан продлятся как минимум до конца декабря, а, вероятнее всего, перейдут на следующий год.

Помимо перечисленных препятствий, говорит господин Соболев, наблюдается значительное усиление контроля над грузами со стороны Евросоюза, а также увеличение случаев разворота грузов даже при отсутствии санкций: «Перевозить грузы из Евросоюза стало более рискованно».

Изменения в международной логистике и рост тарифов

Генеральный директор по международной транспортной деятельности компании FM Logistic в России, Ярослав Белоусов, отмечает, что увеличение контроля за перевозками шел из Польши после открытия границ с Беларусью и сложная обстановка в Казахстане кардинально изменили ситуацию в области международной логистики. Согласно его словам, тарифы на доставку грузов из Европы в РФ увеличились вдвое по сравнению с августом, из Китая в РФ — более чем на 25% в сравнении с сентябрем, а из РФ в Казахстан — на 15–20% по сравнению с августом.

Мякин отмечает, что стоимость автоперевозок между Китаем и Россией возросла на 20% по сравнению с предыдущим месяцем, до $10–11 тыс.

Несмотря на небольшой спад по сравнению с предыдущим годом, спрос на импорт из Китая остается на высоком уровне, по словам Ксении Черниковой. Это приводит к появлению все большего количества предложений по автоперевозкам через Монголию и на маршрутах, не включающих третьи страны. Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые линии», оценивает рост спроса на доставки из Китая на 25% по сравнению с предыдущим годом.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Риски и прогнозы в автоперевозках

В завершающейся стадии года и в перспективе следующего года имеется опасность дефицита автоперевозчиков, считает эксперт Андрей Мякин. По его мнению, увеличение топливных расходов на 5% к сентябрю существенно повлияло на рост себестоимости доставки, которая занимает около 30% от общей стоимости перевозки. Отказ от патентной системы налогообложения сделает финансовую нагрузку на тысячи компаний по всей стране более высокой.

Эксперт Михаил Коптев верит, что ставки на внутренние перевозки будут продолжать расти, по крайней мере, в первой половине четвертого квартала. Количество заказов может быть стимулировано сезонным фактором, но реального восстановления платежеспособного спроса пока не наблюдается, как подчеркивает господин Коптев. По мнению Александра Соболева, цены будут продолжать повышаться в четвертом квартале из-за особо активного сезона и возможного повышения НДС до 22% с 2026 года.

В международных автоперевозках до конца года ситуация будет благоприятной, утверждает Алексей Захудалин, руководитель отдела логистики СЛК. Он предсказывает увеличение объемов автоперевозок по импортным маршрутам перед новогодними праздниками. По словам Михаила Коптева, спрос на импорт из Китая останется на высоком уровне, особенно в связи с поиском альтернативных логистических маршрутов. Президент компании KBT Юлия Шленская отмечает начало активизации рынка и предполагает его рост к концу четвертого квартала, как за счет сезонного подъема перед Новым годом, так и из-за укрепления тенденции к снижению курса доллара по отношению к рублю.

Читайте также
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Бизнес
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Россия и Китай инициировали пилотный проект по организации международных беспилотных грузоперевозок между Благовещенском и Хэйхэ. Рассказываем, как дроны будут доставлять грузы до 50 кг через границу, какие правовые и технологические вызовы предстоит решить и как это изменит логистику для малого и среднего бизнеса.
16 октября
09
Новости
Япония рассмотрит предложение США о прекращении импорта российских энергоресурсов
Япония рассматривает предложение США об отказе от российских энергоресурсов. Правительство страны готово изучить возможные последствия и ответные меры на инициативу, предложенную министром финансов США Скоттом Бессентом, сообщает Kyodo со ссылкой на источники.
16 октября
02
Новости
Международные резервы РФ достигли рекорда в 729,5 млрд долларов за неделю увеличившись на 7 млрд
Рост международных резервов РФ в 2025 году. Международные резервы РФ продолжают стремительно расти.
16 октября
04