ГТЛК планирует открыть страхового брокера
Первый раз на рынке лизинга крупная компания, не входящая в банковскую или страховую группу, — ГТЛК намерена создать страхового посредника. Сначала он будет заниматься только внутренними активами, но затем может выйти на коммерческий рынок. Эксперты утверждают, что ГТЛК сможет заработать не только на 50% комиссий от страховых сумм, но и избежать регулятивных ограничений. Однако другие участники рынка не торопятся следовать этому примеру.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) собирается создать своего страхового посредника, сообщили два источника из отрасли страхования. Это будет самостоятельное юридическое лицо с брокерской лицензией, подчеркивают в страховых компаниях. Компания планирует начать зарабатывать на комиссионных доходах, сообщает другой источник из страхового сектора. Это первый случай выхода лизинговой компании на брокерский рынок без принадлежности к банковским или страховым группам.
В ГТЛК подтверждают эти намерения. Создание собственного страхового брокера — это естественный шаг в развитии лизингового бизнеса, особенно у такой крупной компании как ГТЛК, с активами в размере 1,4 трлн рублей, отмечают в компании. «На начальном этапе брокер будет работать с нашими активами, а в перспективе мы рассматриваем выход на коммерческий рынок и предоставление услуг сторонним клиентам», пояснили в компании. Застрахование переданных в лизинг активов будет обязательным на весь срок договора, напомнили в одной из лизинговых компаний.
Однако другие лизинговые компании пока не планируют открывать страховых брокеров. «Нам даже не приходит в голову подобное, так как мы получаем комиссионные за продажу страховок через страховщиков», отмечают в одной из крупных лизинговых компаний. В другой компании также говорят, что сотрудничают со многими страховыми компаниями на рынке. «Мы работаем со всеми лицензированными страховщиками. Мы предоставляем страховые услуги всем нашим клиентам — от обязательных до добровольных, в зависимости от их потребностей. Продажей страховок занимаются наши коллеги-продавцы, поскольку страховка лишь часть коммерческого предложения лизинга для клиента», отмечают в компании, входящей в банковский холдинг.
По словам партнера в компании Б1 Татьяны Самсоновой, обычно лизингодатели заключают соглашения с страховщиками на основе агентских контрактов, что означает только получение комиссий за страховые продукты. «Я не в курсе о наличии собственных брокеров у лизинговых компаний. Наличие брокерской лицензии позволяет брать комиссию либо от страховой компании, либо оплату за услуги от клиента», отмечает партнер группы компаний SL Group Владимир Новак.
Создание отдельной компании с брокерской лицензией позволит ГТЛК избежать регулятивных ограничений, поясняют эксперты. Государственные корпорации могут осуществлять коммерческую деятельность только в интересах, ради которых они созданы, отмечает управляющий партнер юридической компании «Шаги» Андрей Шарков. Для ГТЛК, как государственной лизинговой компании, приоритетными являются развитие транспортной отрасли и поддержка отечественного машиностроения, и именно в этом контексте выделение непрофильных операций по страхованию выглядит закономерным шагом. От 20% до 50% страховой премии получают лизингодатели, считают различные специалисты.
Ограничения снижены: новые возможности для ГТЛК
Дополнительно, согласно адвокату, такое распределение позволит избежать ограничений, ассоциированных с законодательством о закупках, уменьшить регуляторные риски со стороны ФАС в отношении подозрений в навязывании услуг. В некоторых случаях формальное разграничение ролей между лизингодателем и страховым посредником может укрепить позицию ГТЛК в спорах с лизингополучателями. Например, ГТЛК применяет 223-ФЗ при использовании собственных финансов для закупок, в то время как подразделение будет свободно от таких ограничений, отмечает г-н Шарков.