Импорт автомобилей в Россию снизился на 70%
Замедлился ввоз новых транспортных средств в страну. Эксперты изучили данные и увидели спад на 70% по сравнению с маем 2024 года, но одновременно увеличилось количество автомобилей, поступающих через альтернативные каналы. Этот тренд затронул как премиальный, так и средний сегмент рынка. Покупка автомобиля за рубежом сейчас выгоднее, чем у официальных дилеров, даже с учетом дополнительных расходов на доставку. Анализ данной ситуации проведет специалист по автомобильной индустрии Аэлита Курмукова.
За последний месяц в Россию было доставлено почти 18 тыс. новых легковых автомобилей, из которых 41% прибыли через альтернативные каналы. Этот показатель стал рекордным для рынка и неожиданным как для властей, так и для официальных дилеров. Шаг за шагом введенный утильсбор, направленный на ограничение влияния иностранных марок автомобилей и поддержку местных производителей, не затронул транспорт с объемом двигателя до 3 л и приобретенный для личного пользования. Предоставляется скидка при условии, что автомобиль не продается в течение года.
Планируя покупку автомобиля за границей, потенциальные владельцы на самом деле не отправляются сами, а доверяют эту задачу брокерам. Комиссия за личный импорт составляет от 5 до 10% от цены машины, но даже учитывая дополнительные расходы, самовывоз все равно оказывается дешевле, чем покупка у официальных дилеров, утверждает глава компании "Автостат" Сергей Целиков. "Разнообразие выбора включает в себя премиальные бренды, такие как BMW и Mercedes-Benz. Toyota также пользуется высокой популярностью среди российских покупателей".
На альтернативном пути продолжают прибывать китайские автомобили. Например, стоимость Geely Monjaro у официального дилера составляет в среднем 4,7 млн рублей, в то время как разница через альтернативные каналы может достигать 500 тыс. рублей. Также ввозят Lixiang. Хотя сейчас объявлено о запуске официальных поставок этих машин, объемы по-прежнему остаются значительными именно через каналы альтернативной поставки. Среди поставок преобладают автомобили из Китая, Кореи и Германии. Но поставки из Германии осуществляются "неконвертированным" способом."
Оптимизировать ввоз массовых автомобилей становится нецелесообразно, поэтому через альтернативные каналы главным образом пользуются покупатели премиальных марок. Если дело доходит до заказа нового Mercedes-Benz, то это обычно начинается с G-класса, а BMW — с модели X5. Однако такие покупки сопряжены с рисками и отсутствием заводских гарантий. В тоже время можно встретить и Mazda и Toyota, делится информацией источник из "Ъ FM". Этот рынок, на самом деле, довольно неофициальный. Кроме того, официальные цены не всегда способны моментально реагировать на курс валют, подчеркивает замгендиректора по продажам новых автомобилей в Группе компаний "Авилон" Ренат Тюктеев: "Мы закупаем автомобили за рубли у импортеров".
Средняя задержка между заказом и поставкой составляет от трех до четырех месяцев, что создает задержку в корректировке цен. Каждый автопроизводитель следит за рекомендуемой стоимостью и не вносит изменения слишком часто, основываясь на закупочной цене. Однако конкуренция брендов заставляет их агрессивно бороться за доли рынка. В 2024 году цена может даже оказаться на уровне убытка для завоевания аудитории, но к 2025 году импортеры могут начать иметь прибыль. В то же время они неохотно меняют розничные цены из-за множества влияющих факторов.
Падение продаж автомобилей в России
Общий облик рынка автомобилей в России в последнее время представляется менее благоприятным. За последние пять месяцев продажи новых легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом снизились на 25-26%».
Снижение объемов продаж объясняется высокой ключевой процентной ставкой и дорогими кредитами. По словам собеседников “Ъ FM”, за последние пять месяцев доля автокредитов сократилась на почти треть. Несмотря на это, у покупателей новых автомобилей еще остается предпочтение. Согласно данным ОКБ, средняя ставка по кредитам на подержанные автомобили составляет 28,5% годовых, в то время как полный кредит на новые автомобили — 17% благодаря субсидиям от производителей.
Даже несмотря на предложение дополнительных скидок, ситуация остается неизменной, утверждает вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Вячеслав Жигалов: “В настоящее время стратегия дилеров сводится к выживанию. В связи с этим сокращаются запасы товаров как новых, так и подержанных автомобилей. Ранее считалось нормой иметь двухмесячный запас, но в настоящее время стремятся к двум неделям.
Приобретать автомобиль в кредит в настоящее время является неразумным решением.
Не стоит ожидать дальнейшего укрепления рубля. Что касается лучших цен на автомобили 2024 года, все зависит от того, по какому курсу они были приобретены. По мнению экспертов, разница может достигать и 20%”.
Доля автокредитов еще год назад составляла 90% по отдельным брендам. Отсутствие удобных и доступных механизмов для получения займов может привести к обвалу рынка и отказу отдельных марок, предупреждают собеседники “Ъ FM”. Покупатели же остаются в ожидании. За последний год цены на китайские автомобили подорожали на 4%, а на отечественные — на 9%. Средняя цена нового отечественного автомобиля составляет 1,6 миллиона рублей, а китайского — 3,7 миллиона рублей.