Импорт китайских грузовиков в Россию резко вырос в июле перед изменением утильсбора.

Импорт китайских грузовиков в Россию резко вырос в июле перед изменением утильсбора.

Бизнес
012
Рефинанс

Рост импорта китайских грузовиков вызвал сомнения на рынке

Объем импорта китайских грузовиков показал резкий рост месяц к месяцу по результатам июля. Однако участники рынка не верят, что это долгосрочный тренд: скорее всего, это реакция на изменение ставок утилизации с 1 августа или поставки по отдельным контрактам. Депрессия на рынке продолжается, а наличие больших запасов усугубляет ситуацию. Тем не менее, ожидается, что темпы снижения продаж могут уменьшиться осенью.

Поставки грузовых автомобилей из Китая в Россию в июле по сравнению с июнем увеличились в 1,5 раза, достигнув $108,37 млн, как следует из данных таможенного управления КНР. Особенно значительный рост экспорта был зафиксирован в категории грузовиков массой более 20 тонн: в 13 раз по сравнению с июнем, до $68,28 млн. Другие категории, согласно таможенным данным, показали отрицательную динамику по месяцам.

  • Экспорт техники до 5 тонн уменьшился на 15,6%, до $10,27 млн, от 5 тонн (исключая категорию более 20 тонн) — на 69,3%, до $3,46 млн, самосвалов — на 40,3%, до $26,34 млн.
  • По сравнению с июлем 2024 года поставки грузовиков в целом сократились на 54% из-за низкого спроса.

По мнению источника в транспортной компании, рост импорта в июле связан с корректировкой коэффициентов утилизации с 1 августа на грузовые автомобили, включая новые автосамосвалы, фургоны и рефрижераторы. Например, на автомобили-фургоны (массой от 12 до 20 тонн) коэффициент в 2025 году составлял 17,48, а с 1 января 2026 года он должен был увеличиться до 19,23.

«В соответствии с изменениями, начиная с 1 августа 2025 года коэффициент возрос до 28,67. В рублевом эквиваленте изменение суммы утилизационного сбора составило 1,68 млн руб.», — рассказывает источник. Всплеск поставок, по его мнению, является краткосрочной реакцией бизнеса, а не тенденцией.

Второй источник в автопроме полагает, что резкий рост поставок в сегменте грузовиков более 20 тонн, вероятно, вызван единичными контрактными поставками. На текущем рынке с низким спросом сохраняется высокая степень насыщенности рынка, поэтому даже изменения в утилизационном сборе и другие факторы вероятно не станут способствовать устойчивому увеличению импорта из КНР.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов отмечает резкое снижение продаж коммерческой техники в этом году, особенно седельных тягачей и среднетоннажных коммерческих автомобилей. «Учитывая наличие остатков коммерческой техники выпуска 2023–2024 годов у дистрибьюторов и больших запасов "изъятых" тягачей у лизинговых компаний, рост импорта грузовой техники точно не связан со седельными тягачами», — аргументирует он. Согласно представителю транспортной компании Dentro Георгию Полянскому, около 30–40% изъятой техники никогда не попадет в эксплуатацию: ее либо "зароют в землю", либо разоберут на запчасти.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Льготные кредиты для бизнеса. Экономия до 32%. Работаем без предоплаты.
Получить предложение

Тяжелый рынок грузовиков в России: экспорт, импорт и прогнозы

В настоящее время на складах оцениваются более 30–35 тысяч тяжелых грузовиков, подсчитал специалист из SBS Consulting по имени Дмитрий Бабанский.

Согласно мнению г-на Бабанского, Китай стимулирует экспорт для компенсации замедления внутреннего рынка. В 2025 году для экспортёров грузовиков свыше 12 тонн НДС снизился до 13% вместо обычных 17%. Также, китайские банки в мае запустили привилегированные кредитные программы для экспортёров тяжелой техники, включая грузовики, с процентной ставкой 1,5–2,75% годовых в китайских юанях, добавил он.

Эксперт по имени Максим Худалов также предполагает, что укрепление рубля могло повлиять на рост поставок. Однако, дальнейший рост импорта грузовиков из Китая, вероятно, представит серьезные риски для КамАЗа, который уже перешел на четырехдневную рабочую неделю из-за кризиса на рынке, утвердил третий источник.

Согласно данным "Автостата", продажи новых тяжелых грузовиков в России (более 16 тонн) в июле уменьшились по сравнению с прошлым годом на 61,6%, до 1,64 тысячи штук, а среднетоннажных (от 3,5 до 16 тонн) — на 48,6%, до 987 штук. Эксперты также прогнозируют отрицательную динамику к концу года, обусловленную высоким уровнем, предыдущими рекордами и соответственно спросом, а также высокими процентными ставками. По прогнозам Дмитрия Бабанского, продажи тяжелых грузовиков в конце года, вероятно, упадут на 25–30%. С другой стороны, источник ожидает, что темпы снижения рынка грузовиков замедлятся осенью — это традиционно период оживления спроса для этого сегмента.

Читайте также
Новости
Фонд экс-менеджера Бизнес-Недвижимость приобрел контроль над онлайн-сервисом психологической поддержки Ясно
Онлайн-сервис психологической поддержки Ясно перешел под управление фонда, учрежденного экс-топ-менеджером АО Бизнес-Недвижимость. Ранее платформу основали совладелец сети барбершопов Chop x Chop Данила Антоновский и сооснователь Bookmate Андрей Зайцев-Зотов.
19 ноября
06
Новости
Российский рынок акций разворачивается к росту после отмены встречи Уиткоффа и Зеленского.
Российский рынок акций сначала продемонстрировал незначительное снижение из-за новостей об отмене встречи спецпосланника США Стива Уиткоффа с президентом Украины Владимиром Зеленским, однако позже индексы Мосбиржи и РТС перешли к росту.
19 ноября
05
Новости
До 2030 года на Севморпути появится 11 атомных ледоколов для увеличения грузоперевозок
К 2030 году количество атомных ледоколов на Северном морском пути увеличится до 11. Вице-премьер Виталий Савельев анонсировал планы по развитию арктической инфраструктуры, включая расширение объема перевозок до 70-109 млн тонн. Для финансирования строительства новых судов Росатом рассматривает введение арктического инвестиционного сбора.
19 ноября
04