Приоритет перевозки импортного сырья на железной дороге
Импортные материалы, доставляемые к действующим организациям, будут обладать преимуществом перед другими грузами на сети ОАО РЖД. Сюда входит поставка глинозема для "Русала" и ферросплавов для производства специальных сталей. Промышленники настаивают на определении списка критически важных материалов.
ФАС разработала проект постановления Правительства, которое закрепит приоритет импортного сырья в Правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Постановление планируется вступить в силу с 1 сентября 2025 года.
Проект дополняет пункт Правил, устанавливающий порядок перевозки грузов в случае невозможности удовлетворить потребности отправителей на конкретном направлении. Импортному сырью присваивается очередь "е1". По Правилам имеют приоритет грузы, определенные федеральными законами, грузы для ликвидации чрезвычайных ситуаций, указ и поручений президента, транзитные грузы, субсидированные грузы, а также различные грузы внутреннего сообщения.
В перечень предприятий непрерывного цикла, получивших повышенный приоритет на сети ОАО РЖД, вошли 166 предприятий различных отраслей, включая "Русал", "Северсталь", "Фосагро", ЛУКОЙЛ и другие.
Согласно ОАО РЖД, грузы предприятий из списка получили преимущество по сравнению с другими грузами, перевозимыми по железной дороге. Это позволит предприятиям планировать перевозки с большей точностью, обеспечивая надежность и стабильность поставок, а также бесперебойность производства.
В отрасли подчеркнули, что инициативу о внесении изменений в Правила активно поддержал "Русал", зависящий от импортных поставок глинозема. Эту необходимость подчеркнул замгендиректор ОАО РЖД Дмитрий Мурев в интервью, отметив важность обеспечения работоспособности предприятий непрерывного цикла.
Эксперты: перспективы логистики в промышленности
Источник отмечает, что на сегодня критической ситуации с завозом импортного сырья нет. «В значительной степени это связано с высвобождением дополнительных пропускных способностей на Восточном и Западном полигонах. Тем не менее повышение приоритетности импортного сырья, безусловно, позволит обеспечить стабильный поток глинозема в ситуации полной загрузки сети»,— указывает он.
Собеседник в крупной металлургической компании говорит, что для предприятий черной металлургии проблема с перевозками импортного сырья не носит такой критичный характер, как для производителей алюминия. Но, добавляет он, обозначение важности таких перевозок в ПНД полезно для всех промышленных предприятий.
Другой источник указывает, что необходимо также определить перечень критического импорта для всех отраслей, определив очередность перевозок этих видов грузов по сети ОАО РЖД, а не «руководствоваться интересами только одного производителя». К тому же, добавляет он, ОАО РЖД до конца 2026 года ввело скидку в 12,8% на перевозки глинозема с Дальнего Востока на станции Красноярской и Восточно-Сибирской железных дороги, и производители алюминия не платят экспортную надбавку в 8% к тарифу ОАО РЖД.
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов говорит, что поправка к ПНД касается не только глинозема. По его словам, речь идет также о поставках марганцевых руд, поступающих на российский рынок преимущественно из Казахстана, и ферросплавов, необходимых для производства специальных сталей. Но, добавляет эксперт, в последнем случае речь идет о небольших объемах — до 1,5 млн тонн. «Русал» сообщал в отчетности, что в 2024 году увеличил затраты на приобретение глинозема на 6,9% год к году, до $2,16 млрд, в основном за счет роста цен на 24%. Исходя из максимальных цен на глинозем около $700 за тонну в 2024 году объем закупок можно оценить в более чем 3 млн тонн.
Главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин говорит, что зависимость от импорта, а значит, и от бесперебойной логистики во многих отраслях никуда не исчезнет. Например, отмечает он, лишь к 2030 году Россия планирует обеспечить собственным сырьем титановую отрасль хотя бы на 50%, а пока заметная часть ильменитового концентрата и диоксида титана импортируется. «Покупаем мы также литий, уран, марганец для черной металлургии и ряда других производств и многие другие виды сырья. И будем продолжать их импортировать, потому что в ряде случаев это гораздо эффективнее экономически по сравнению с развитием собственной добычи»,— указывает эксперт. По его словам, учитывая изменения в экономике, заметно повлиявшие на логистику, включая перегруженность ряда направлений, предложенная мера не кажется лишней.