Инфраструктурное строительство теряет темп: потребление стали падает

Инфраструктурное строительство теряет темп: потребление стали падает

Бизнес
019
Рефинанс

Активность и стагнация в стальном строительстве

В результате первого квартала доля активных работ в сфере стального инфраструктурного строительства снизилась до 79,1%, что является минимумом по сравнению с 2023 годом. Наблюдается увеличение числа замороженных проектов, достигнувшее двухлетний пик. Сталелитейные организации надеялись, что инфраструктурное строительство компенсирует спад спроса на внутреннем рынке из-за кризиса в жилищном строительстве, но данные показывают, что потребление стали в этом секторе также не увеличивается.

Evraz Steel разработала коэффициент здоровья отрасли (КЗО) для отрасли стального строительства, учитывая объемы использования стального стройматериала в инфраструктурном и промышленном строительстве. В соответствии с данным расчетом, доля активных проектов в сфере стального инфраструктурного строительства составила 79,1% по итогам первого квартала. Подобный уровень активности последний раз наблюдался в 2023 году. Также за март месяц зафиксировано наивысшее за два года количество неактивных, то есть замороженных, проектов инфраструктурного строительства - 288 штук. Год назад таких проектов было на 100 меньше. По данным КЗО, увеличивается также объем замороженного металлопроката и стальных двутавров. Так, доля «неактивных» стальных конструкций в этом квартале достигла максимального уровня с 2023 года, составив 20–22%, в то время как год назад она не превышала 16%.

Согласно оценкам НКР, текущее потребление стали в инфраструктурном строительстве составляет примерно 7–8 млн тонн. Наибольшее количество стали используется в транспортной инфраструктуре (железные дороги, мосты, тоннели и другие сооружения), затем на объектах промышленной инфраструктуры (склады, производственные помещения) и энергетических объектах (линии электропередач, электростанции), уточняет Александр Диваков, директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР.

Сталелитейные компании весь 2024 год высказывали мнение, что именно инфраструктурное строительство может поддержать снижение спроса на внутреннем рынке, особенно после сокращения популярных ипотечных программ и последующего снижения объема многоквартирного строительства. Тем не менее, данные КЗО показывают, что потребление стали в инфраструктурном строительстве также не растет.

В Evraz отмечается значительное снижение объема заказов в сегменте дорожно-транспортной инфраструктуры, например, в три раза по строительству мостов. Пока промышленная инфраструктура не ощутила существенного спроса, а для крупных промышленных предприятий ключевым остается доступность кредитных ресурсов. В компании отмечают, что проекты, получившие финансирование от государственных или развивающихся банков, продолжают активное развитие, способствуя росту спроса на сталь. По мнению Дмитрия Еремеева, директора по развитию рыночного спроса в Evraz, любые меры господдержки, способствующие доступу к финансированию, будут положительно восприняты рынком. Яна Лебединская, директор практики инжиниринга из компании Neo, утверждает, что субсидирование процентных ставок по кредитам для застройщиков, производителей металлоконструкций и поставщиков стального проката, а также государственные инвестиции в модернизацию сталелитейных производств и развитие технологий переработки стального лома и налоговые льготы для инфраструктурных проектов с применением стали, производителей стального проката и предприятий, внедряющих энергоэффективные технологии, могли бы стимулировать потребление стали в инфраструктурном строительстве.

Олег Абелев, руководитель аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», подчеркивает необходимость субсидирования логистики: «Доставка металла на строительную площадку обходится дорого». Однако, по словам главного аналитика Sherpa Group Алексея Жундрикова, государственное финансирование может быть решением для ограниченного круга проектов, в то время как для остальных может потребоваться снижение ключевой ставки. Проблемы могут также возникнуть из-за задержек в государственном финансировании или излишних запасов на складах, добавляет Олег Абелев.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Оборотный кредит на льготных условиях. Поддержите бизнес, не останавливая процессы.
Получить предложение

Прогноз по инфраструктуре и стальному прокату

В 2025 году возможно будет замедление или умеренное падение заказов на стальной прокат в инфраструктурном секторе из-за экономических факторов и ослабленного спроса на инвестиции, заявила Яна Лебединская. Однако в начале года произошел рост федеральных расходов на реализацию новых национальных проектов в области инфраструктуры (например, "Инфраструктура для жизни", "Эффективная транспортная система"). По словам Алексея Жундрикова, на эти проекты было выделено значительно больше средств, чем на предыдущие национальные проекты. Некоторые участники рынка полагают, что данные проекты "еще не достигли этапа, когда им требуется сталь".

Существует мнение, что инфраструктурное строительство меньше зависит от ключевой ставки, так как значительную роль играет государственное финансирование, утверждает Наталья Чуркина, аналитик Института комплексных стратегических исследований. По оценкам Минтранса, почти половина средств на проекты типа "Эффективная транспортная система" и "Инфраструктура для жизни" в области транспорта идет из внебюджетных источников. Это означает, что для многих подрядчиков, работающих на инфраструктурных проектах, сокращение доступности кредитных ресурсов может создать значительные риски при выполнении долгосрочных государственных контрактов.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03