Обновление экономики и улучшение жизни на Дальнем Востоке
Инвестиционные проекты на Дальнем Востоке и в Арктике
Алексей Олегович, на Дальнем Востоке и в Арктике выполняются множество проектов с поддержкой государства. Какие главные из них, завершенные в 2024 году, вы выделили бы? Какие крупные проекты из числа курируемых минвостокразвития и КРДВ должны быть завершены в текущем году?
Алексей Чекунков: На различных этапах реализации на территории ДФО и АЗРФ - 3,9 тыс. инвестиционных проектов объемом более 12 трлн. рублей. Инвестиционный спектр очень разнообразен. Более тыс. предприятий уже функционируют.
Значительные индустриальные проекты мирового уровня, многие из которых по своим масштабам сравнимы с крупнейшими советскими промышленными строениями, реализованы в горнодобывающем секторе. Осуществляется разработка крупнейших месторождений полезных ископаемых - Баимское, Малмыжское, Удоканское.
Продвигается развитие транспортно-логистической инфраструктуры. К примеру, в прошлом году к уже завершенным в Приморском крае проектам в этой сфере добавлен на полную мощность новый специализированный порт "Суходол". Новые транспортно-перегрузочные комплексы построены во многих дальневосточных портах. Осуществляется модернизация железнодорожной инфраструктуры - главным образом Байкало-Амурская магистраль и Транссиб. Построена Тихоокеанская железная дорога.
Позитивная динамика наблюдается в аграрном секторе. Во многих областях - от Якутии до Сахалина - созданы современные тепличные комплексы, обеспечивающие жителей Дальнего Востока свежими продуктами, такими как огурцы, помидоры, зелень, клубника. В начале этого года открылся первый такой комплекс на Камчатке.
Бурный рост жилищного строительства происходит на Дальнем Востоке. За пять лет количество новостроек увеличилось в три раза. Льготная ипотека с процентной ставкой два процента позволила десяткам тысяч семей не только улучшить жилищные условия, но и привлечь дополнительные инвестиции в отрасль.
Несмотря на небывалое санкционное давление, реализация инвестиционных проектов продолжается. Важную роль играют механизмы государственной поддержки. На Дальнем Востоке и в Арктике инвесторам предоставляются льготы и преференции территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, финансовая поддержка ВЭБ.РФ, инфраструктурная субсидия, программа компенсации капитальных затрат инвесторам в строительство тепличных комплексов и другие мероприятия.
В нынешнем году будут запущены в эксплуатацию производственный гидрометаллургический комплекс в Хабаровском крае, новые очереди Амурского газоперерабатывающего завода в Приамурье, горно-металлургический комбинат в Забайкалье, крупный транспортно-логистический центр в Приморье и ряд других предприятий.
Недавно Росстат представил данные о миграционном приросте населения на Дальнем Востоке. В 2024 году он превысил 24 тыс. человек. Каковы причины такой динамики и насколько она связана с экономическими показателями развития области?
Алексей Чекунков: Развитие Дальнего Востока названо президентом России национальным приоритетом на весь XXI век. Эти утверждения подтверждаются программами, которые проводятся в дальневосточных регионах и уже приносят результаты.
Развитие Дальнего Востока: экономика, образование, транспорт
Вначале, в отрасли экономики. В регионах Дальнего Востока запускаются множество новых предприятий, которым необходимы опытные специалисты. Многие молодые профессионалы предпочитают выбирать Дальний Восток для строительства своей карьеры. Например, оплата труда на многих предприятиях, созданных в зонах опережающего развития, превышает средние показатели по России. Существуют специальные федеральные программы поддержки для врачей и учителей, приезжающих на Дальний Восток.
Во-вторых, большое внимание уделяется социальной сфере. Это включает реновацию городов, новую инфраструктуру, дополнительные меры поддержки семей с детьми, предоставление бесплатной земли, и ипотеку под два процента годовых.
Огромную ценность представляет программа "Приоритет" для развития университетов на Дальнем Востоке. Она нацеливается на решение проблемы утраты населения с этого региона. Ранее половина уезжавших включала студентов, отправлявшихся на учебу в другие регионы страны. Этот поток иностранных студентов, принятых в вузы Дальнего Востока, увеличился в полтора раза.
Одним из ключевых вопросов для Дальнего Востока является транспортная доступность. Она прямо зависит от состояния аэропортов. Новый аэропорт в Южно-Сахалинске был открыт в 2023 году, а в прошлом году были обновлены терминалы в Улан-Удэ и Магадане. Планируется развернуть аэродромы в Благовещенске, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Какую поддержку эти строительства получили от Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики? Какие шаги планируются для улучшения аэропортовой инфраструктуры и расширения авиаперевозок на ближайшие годы?
Алексей Чекунков: Обеспечение связности регионов Дальнего Востока между собой и с остальными территориями России - приоритетная задача. Программы господдержки направлены на повышение доступности авиаперелетов.
Только в 2024 году в Дальнем Востоке было перевезено 11,1 миллиона пассажиров, из них 3,7 миллиона воспользовались льготными авиабилетами. На эти цели в прошлом году было выделено более 22 миллиардов рублей. Программа субсидирования авиаперевозок продолжается.
В пяти городах Дальнего Востока - во Владивостоке, Хабаровске, Магадане, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском - действует программа "плоских тарифов" для авиабилетов от Аэрофлота, доступная всем гражданам. Дополнительные прямые рейсы из столиц регионов ДФО в Москву были запущены компанией в 2025 году для повышения доступности авиаперевозок.
Что касается обновления аэропортовой инфраструктуры, результаты этой работы видят жители регионов и туристы. Многие проекты осуществляются с поддержкой государства и привилегий для территорий опережающего развития. Например, в Петропавловске-Камчатском и Хабаровске продолжается модернизация авиационных комплексов в рамках ТОР. Строительство нового терминала в Магадане финансируется по льготной программе через ВЭБ.РФ.
На Дальнем Востоке общее количество аэропортов и посадочных площадок составляет 87 и 463 соответственно. За последние пять лет было отреконструировано 21 аэродром, а в следующем пятилетии планируется модернизировать более 30 объектов аэропортовой инфраструктуры.
Предложение по продлению "дальневосточной надбавки"
В ходе заседания комиссии при Государственном совете Российской Федерации по отрасли "Энергетика" было высказано предложение о продлении действия механизма "дальневосточной надбавки" до 2035 года с сохранением текущего уровня в размере 30,4 миллиарда рублей ежегодно. Какие экономические выгоды могут возникнуть в результате выполнения данного предложения? Какие шаги совершаются для повышения надежности энергоснабжения в изолированных энергосистемах и локальных энергорайонах?
Алексей Чекунков: Механизм компенсации расходов, возникающих из-за разницы между реальными затратами и базовым уровнем путем предоставления дополнительной надбавки к тарифам для промышленных потребителей в других регионах, начал функционировать с 2017 года. Решение, принятое главой государства, привело к более чем удвоению снижения стоимости электроэнергии в данном макрорегионе и создало условия для реализации новых инвестиционных проектов. При этом дополнительная нагрузка на потребителей Европейской и Сибирской частей России составила не более двух процентов или от четырех до восьми копеек за один кВт-ч.
В случае прекращения "дальневосточной надбавки" с 2028 года без активного обновления энергетической инфраструктуры тарифы для потребителей увеличатся в четыре раза относительно среднероссийского уровня и до 80 рублей за кВт-ч в некоторых районах. Эта проблема особенно остро стоит перед технологически изолированными энергосистемами и локальными энергорайонами, где работающее оборудование ослабло до уровня более 60%, а стоимость производства электроэнергии не окупается текущими тарифами, что причиняет вред окружающей среде. На этих территориях проживает более 700 тысяч человек, занимающих 17 регионов Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны России.
Одним из возможных решений является модернизация объектов энергетики за счет продления "дальневосточной надбавки" до 2035 года. Предполагается выделение 50% средств на поддержание льготных тарифов для жителей территорий опережающего развития, Владивостока как свободного порта и субъектов малого и среднего бизнеса. Оставшиеся 50% пойдут на финансирование строительства и обновление генерирующих объектов в изолированных энергосистемах и локальных энергорайонах.
Среди предлагаемых технических решений - внедрение автоматизированных гибридных энергетических комплексов, которые включают в себя современные дизельные генераторы, установки на основе возобновляемых источников энергии и системы хранения энергии. В рамках программы модернизации местных генерирующих объектов запланировано обновление 270 неэффективных дизельных установок общей мощностью 477 МВт.
Система северного завоза претерпела значительные изменения: внедрение цифровых технологий и новых законодательных актов, действующих с прошлого года. Каковы текущие меры по решению проблем с кредитованием северного завоза?
Алексей Чекунков: Цель закона "О северном завозе" заключается в обеспечении стабильного снабжения территорий, сокращении сроков и затрат на доставку. Зоны северного завоза включают 2950 населенных пунктов в 170 административных единицах. Поэтому было принято решение о создании централизованной системы управления поставками, в рамках которой Министерство Развития Востока Российской Федерации выступает в качестве федерального координатора.
Определены 1,5 тысячи видов товаров первой необходимости для зон северного завоза, которые важны для обеспечения жизненных потребностей населения, обеспечения функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Благодаря новому закону товары первой необходимости получили приоритет в транспортировке. Следит за этим специальный оперативный штаб, в котором участвуют специалисты из Министерства Транспорта России, Министерства Энергетики России, "Российские железные дороги", исполнительные органы субъектов РФ, а также транспортно-логистические компании.
Программа поддержки северного завоза
Предоставлен механизм бюджетных кредитов для закупки и доставки грузов, являющийся ключевой мерой поддержки. В 2025 году устанавливаются лимиты казначейских кредитов на северный завоз, общий объем которых составляет 10 миллиардов рублей. Эти кредиты подлежат возврату в течение текущего финансового года и распределяются между 14 субъектами Российской Федерации, включая Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и другие. Планируется рассмотреть возможность увеличения сроков возврата кредитов и другие подходы после завершения пилотного периода. Решения по этому вопросу будут приняты в конце текущего года.
Вводятся новые методы работы. В 2024 году запланировано завезти 3,4 миллиона тонн грузов, что было успешно выполнено в срок. План на 2025 год также составляет 3,4 миллиона тонн, из которых уже доставлены 546 тысяч тонн.
В следующем году начнет функционировать единый морской оператор северного завоза, который будет осуществлять регулярные перевозки грузов между морскими портами. Пилотный проект по увеличению надежности поставок морем уже запущен на Чукотке.
Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза станет ключевым элементом управления этим процессом. Система будет использовать цифровые технологии для планирования и контроля исполнения, оптимизации маршрутов и выявления рисков в поставках. Она будет интегрирована с другими информационными системами министерств и ведомств на платформе "ГосТех" в период с 2025 по 2027 год.
Программа "Муравьев-Амурский 2030" придает Дальнему Востоку новый импульс развития через систему мер социально-экономической поддержки. Студенты программы готовятся стать кадрами, способными решать сложные задачи и участвовать в преобразованиях региона.
Программа "Время героев" уже способствовала обучению и подготовке кадров, которые занимают руководящие должности в различных органах власти, вузах и других организациях на Дальнем Востоке.
Новости о программах развития на Дальнем Востоке
Aлексей Чeкункoв: C прошлого года я стaл мentopom oднoгo из учacтникoв пpогpaммы "Bpeмя гepoeв", Cepгeя Пpoкловa. Зa его плeчaми, yже пocлe yчacтия в cпeциaльнoй вoeннoй oпepaции, гдe oн пpoявил гepoизм нa линии фpoнтa, - двe cepьезныx cтaжиpoвки нa Дaльнeм Bocтокe.
He тaк дaвнo мы вcтpeчaлиcь c Cepгeем. Oбcудили итoги ocнoвнoгo этaпa ego cтaжиpoвки. Hecкoлькo мecяцeв oн рaбoтaл в Пpимopьe и Якyтии. Дo этoгo в Зaбaйкaльe. Пpинимaл aктивнoe yчacтиe в кooдинaции coциaльныx и инфpacтpyктypныx пpoектoв, peaлизyeмыx Mиниcтepcтвoм пo pacвитию Дaльнeгo Bocтoкa и Aрктики и Kopпopaциeй pacвития Дaльнeгo Bocтoкa и Aрктики, пoceщaл пpeдпpиятия, знaкoмилcя c paбoтoй aдминиcтpaций. B Якyтии зaнимaлcя paзpaбoткoй пpeдлoжeний пo pacвитию yчeбнo-cтpeлкoвoгo цeнтpa "CУЛУC" - пoмoгaл c oснащeннocтью фpoнтoвых пoдpaздeлeний нeобxoдимoй aмyнициeй, мeдикaмeнтaми, тexничecкими cpeдcтвaми.
Oчeнь чeткo и пpaвильнo, кaк мнe кaжeтcя, прoзвyчaл егo глaвный вывод или, кaк он cкaзaл, "глaвнoe oткpытиe, кoтopoе я cдeлaл для ceбя зa вpeмя cтaжиpoвки". A пpoзвyчaл он пpимepнo тaк: "Дaжe в cлoжныx климaтичecкиx и гeoгpaфичecкиx ycлoвияx и пpи oгpaничeннocти бюджeтoв вcегдa ecть мecтo paзвивaющимcя иннoвaциoнным тexнoлoгиям и лидеpcтву вo мнoгиx cфepax дeятeльнocти". Этo oчeнь тoчнo oтpaжaeт peaльнocть.
Bпepeди y Cepгeя тpeтьи мoдyль пpогpaммы и oпыт paбoты нa дpyгиx тeppитopияx.
Ppeзидeнтcкaя пpoгpaммa "Bpeмя гepoeв" фopмиpyeт нoвoe пoкoлeниe гoccлyжaщиx, гoтoвыx вникaть в cпeцифику peгиoнoв, изyчaть имeющиecя пpoблeмы и, глaвнoe, пoмoгaть в иx peшeнии. Этo cильныe дyхoм люди, oтвeтcтвeнныe и цeлeycтpемлeнные - именнo в тaкиx ocтpo нyждaeтcя ceгoдня Дaльний Bocтoк. И именнo тaким oн oткpывaeт yникaльныe вoзмoжнocти для pecтa и caмopoэлизaции.
Чтo кacaетcя ocтaльныx yчacтниkoв пpогpaммы, вceгo нa Дaльнeм Bocтoкe yже тpудoycтpoены тpoe - нa Caxaлинe, Kamчaткe, в Якyтии. Ecть чeтвepo пpoдoлжaют cтaжиpoвки и oбyчeниe.