Искусственный интеллект и ценообразование
Обозреватель Яна Лубнина из “Ъ FM” объясняет, как искусственный интеллект влияет на ценообразование.
Ведущие перевозчики мира проверяют различные методы внедрения искусственного интеллекта. Например, управление Delta Air Lines сообщило, что в настоящее время примерно 3% стоимости авиабилетов определяется ИИ, что втрое больше, чем девять месяцев назад. По словам президента компании Глена Хауэнштейна, к концу года планируется достичь доли в 20%. Даже в рамках тестового режима удалось получить весьма положительные результаты, утверждают американские СМИ.
Принцип динамической модели ценообразования означает, что два человека, ищущие один и тот же рейс, могут увидеть существенно различные цены. Алгоритм анализирует не только тип браузера, модель устройства, с которого совершается запрос, или геолокацию — это уже было известно ранее, но и историю предыдущих запросов, частоту и общее поведение пользователя в Интернете. Эксперты отмечают, что справедливость в ценообразовании ушла в прошлое. Критики все чаще высказывают опасения относительно скрытого повышения цен и цифровой дискриминации.
Для бизнеса данная ситуация представляет собой определенную серую зону. Законодательство запрещает дифференциацию цен в зависимости от этнической принадлежности, возраста и других характеристик. Применение искусственного интеллекта в данном случае формально не нарушает правила, поскольку не выделяет какие-либо группы населения. Тем не менее, сходные привычки пользователей могут негативно отразиться на определенных категориях населения. Есть и хорошие перспективы для клиентов: в ближайшей перспективе использование ИИ авиакомпаниями может привести к значительным скидкам, когда перевозчику необходимо заполнить самолет полностью. Кроме того, пассажиры смогут адаптироваться. Они будут ожидать новых инструкций в сети о том, как очистить cookies перед поиском авиабилетов и как включить разнообразные другие сервисы, запутывающие цифровые следы.
Кстати, Delta сотрудничает с израильской компанией Fetcher по внедрению нейронных сетей в свои системы. Среди клиентов Fetcher также есть Azul, WestJet, Virgin Atlantic и VivaAerobus. Амбиции компании велики — заявить о себе в области авиаперевозок, а затем расширить успешный опыт на отрасли гостеприимства, аренды автомобилей, круизных путешествий и других сферах.