Рекламные звонки: законодательство и действия гражданина
Телефонные рекламные уведомления на сегодняшний день распространены повсеместно. Тем не менее, можно легко избавиться от навязчивых звонков, подчеркивает юрист Евгений Фурин (Telegram-канал «Юрист объясняет»).
Он напоминает, что часто рекламные звонки оправданы юридически: ранее люди могли добровольно предоставить согласие на такие звонки конкретной компании или банку.
Согласно Федеральному закону "О рекламе", распространение рекламы по телефону допускается только с разрешения абонента. Кроме того, обработка личных данных (в том числе для звонков) также требует согласия на их использование (закон "О персональных данных"). Поэтому, если вы когда-то выражали согласие на звонки (например, в банке или магазине), его можно аннулировать», — объясняет юрист.
Для этого необходимо при следующем звонке узнать у оператора, имеют ли они ваше согласие на обработку данных и получение рекламы. Если да, то следует отправить письменное уведомление в компанию с требованием прекратить звонки и отозвать согласие на обработку личных данных.
«Юридический адрес рекламодателя вам должны сообщить по телефону во время звонка (ст. 5 ФЗ "О рекламе"). Если не предоставляют адрес, ищите информацию в сети по номеру или названию компании. Важно: отзыв согласия должен быть оформлен письменно заказным письмом», — подчеркивает Евгений Фурин.
В случае, если после отзыва согласия рекламные звонки не прекращаются, есть возможность обратиться в надзорные органы. Для этого сначала нужно получить у мобильного оператора распечатку вызовов (она подтвердит факт звонков). Затем можно отправлять жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Роспотребнадзор, Роскомнадзор или прокуратуру через официальные ресурсы этих организаций.
В обращении необходимо указать даты и время звонков, номера телефонов, с которых поступали звонки. Отдельно нужно отметить, что согласия на рекламу гражданин не давал (или отозвал).
«ФАС, при проверке, может запросить информацию у оператора связи, но только о факте звонков и без доступа к содержанию разговоров. По результатам проверки нарушителю грозит штраф до 500 тысяч рублей по ст. 14.3 КоАП РФ», — рассказал юрист.
Если рекламные звонки поступают от организаций, с которыми гражданин никогда не контактировал и согласие не оказывал, это считается серьезным нарушением закона.
«Процедура действий такая же: фиксируйте звонки (например, скриншотами, аудиозаписями), получайте распечатку вызовов у оператора. Затем направляйте жалобы в надзорные органы. Практика показывает, что даже за один непозволительный звонок компанию могут привлечь к ответственности, и дальнейшие звонки прекратятся», — отмечает Евгений Фурин.