Избавление от назойливых рекламных звонков
Избавиться от назойливых телефонных рекламных звонков, которые приобрели массовый характер, вполне возможно. Об организации действий рассказал юрист Евгений Фурин (Telegram-канал «Юрист объясняет»).
По его высказыванию, часто граждане получают рекламные звонки на законных основаниях. Соответствующее разрешение конкретной фирмы или банка они могли предварительно предоставить добровольно, будучи их заказчиками.
«В соответствии с пунктом 18 Федерального закона "О рекламе", распространение рекламы по телефону возможно только с согласия абонента. Кроме того, обработка ваших личных данных (включая звонки) также требует согласия на их использование (закон "О персональных данных"). Итак, если вы когда-либо давали согласие на звонки (к примеру, в банке или магазине), его можно аннулировать», — отметил адвокат.
Для аннулирования согласия, во время разговора надо уточнить у оператора, имеет ли фирма, которую он представляет, ваше разрешение на обработку данных и получение рекламы. В случае положительного ответа, следует направить письменное уведомление в фирму с требованием прекратить звонки и аннулировать согласие на обработку персональных данных.
«Юридический адрес рекламного агента вам должны сообщить по телефону при звонке (пункт 5 ФЗ "О рекламе"). Если не сообщают, ознакомьтесь с адресом в интернете по номеру или названию фирмы. Важно: аннулирование согласия должно быть оформлено письменно заказным письмом», — пояснил Евгений Фурин.
Если после отзыва согласия звонки продолжаются, воспользуйтесь помощью надзорных органов. Сначала получите у своего мобильного оператора отчет о звонках (он подтвердит звонки). Затем направляйте жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Роспотребнадзор, Роскомнадзор или прокуратуру через их официальные веб-ресурсы. В письме укажите даты и время звонков, номера телефонов, с которых поступали звонки. Отдельно укажите, что разрешения на рекламу не давали (или аннулировали).
«ФАС при проверке может запрашивать данные у оператора связи, однако только о факте звонков и без доступа к содержанию разговоров. По результатам проверки нарушителю грозит штраф до 500 тысяч рублей по пункту 14.3 КоАП РФ», — рассказал адвокат.
Также бывают случаи, когда рекламные звонки поступают от организаций, с которыми гражданин никогда не взаимодействовал и разрешения на использование личных данных не давал. Это считается серьезным нарушением закона.
«Алгоритм действий тот же: фиксируйте звонки (например, скриншотами, аудио), получите отчет о звонках у оператора. После направляйте жалобы в надзорные органы. По опыту, даже за один звонок компанию могут привлечь к ответственности, и звонить вам больше не будут», — отметил Евгений Фурин.