Требования к оформлению заявления о банкротстве
Оформить заявление можно с помощью бланка, специальных сервисов или обратившись к юристу.
Документ должен быть заполнен следующим образом:
- Заполнить его можно письменно, вручную или в машинописном виде.
- В заявлении не должно быть ошибок и исправлений.
- Документ должен быть распечатан с одной стороны листа.
- Скреплять листы нужно так, чтобы сохранить бумажный носитель.
- Поля нужно заполнять слева направо.
Структура заявления физлица о банкротстве
Заявление на банкротство
Отличается свободной формой изложения, но структура при этом у документа чётко определена.
Шапка:
Здесь указывается наименование и адрес суда по месту прописки или временной регистрации, ФИО, ИНН, СНИЛС, адрес регистрации, номер телефона и адрес электронной почты. А также названия и координаты всех кредиторов.
Основной текст:
В этой части укажите объём долгов перед кредиторами, наличие имущества с обозначением стоимости, уровень дохода, семейное положение и наличие иждивенцев, данные о крупных сделках за последние 3 года.
Не забудьте указать причины, по которым вы не гасите долги. К объективным причинам относится сокращение на работе, серьёзные травмы и инвалидность, нетрудоспособность. Информация должна быть подтверждена документами.
Просительная часть:
Этот раздел стоит посвятить тому, о чём вы хотите попросить суд: о реструктуризации долгов (при доходе выше прожиточного минимума, например) или реализации имущества.
Обозначьте название и координаты выбранной организации арбитражных организаций. К выбору рекомендуем подойти ответственно исходя из наличия специалистов в вашем регионе и их занятости. Возможно, предварительно есть смысл созвониться.
Список прилагаемых документов (копий):
Он должен соответствовать приложениям. Приложите и опишите квитанции на оплату госпошлины и внесении средств для оплаты работы финансового управляющего, а также об отправке почтой заявления кредиторам.
Какие документы нужно приложить к заявлению о банкротстве?
- Копия паспорта (1 страница и данные о прописке).
- Копия СНИЛС.
- Квитанции об отправлении копии заявления кредиторам.
- Квитанции об уплате пошлины и внесении денег за работу арбитражного управляющего.
- Справки о доходах (зарплата, пенсия, социальные выплаты) за 3 года до подачи заявления.
- Данные о состоянии лицевого счёта.
- Документы, подтверждающие наличие или отсутствие статуса ИП (на основании ЕГРИП).
- Список кредиторов.
- Опись имущества с подтверждением права собственности.
- Справки о движении средств и остатках на счетах и электронных кошельках.
- Документы о семейном статусе, наличии иждивенцев и детей.
- При наличии прикрепляются документы об участи в сделках с недвижимостью, долями в уставном капитале, транспортом, ценными бумагами и иными операциями свыше 300 тысяч рублей.
Если есть права на результаты интеллектуальной деятельности, статус безработного в Службе занятости населения, статус акционера или юрлица, также требуются подтверждающие документы.
Куда и как подать заявление на банкротство?
- Заявление о банкротстве можно отправить по почте, но не забывайте, что экземпляр должны получить и кредиторы.
- Принести заявление в канцелярию арбитражного суда. В этом случае нужно распечатать второй экземпляр для отметки о получении от сотрудника, принявшего документы.
- Разместить заявление на портале my.arbitr.ru (нужна регистрация на Госуслугах).
- В случае несудебной процедуры признания банкротом потребуется подать заявление в МФЦ. В данном случае процесс бесплатный и не требует оплаты пошлины.
- Подавать документы можно с помощью представителя (с доверенностью).
- А также высылать почтой заказным письмом с описью документов (если процедура судебная).
Кто может стать банкротом без суда?
С 2023 года пройти процедуру банкротства без суда могут граждане с долгами от 25 тысяч до 1 миллиона рублей.
Срок повторного обращения за такой процедурой сокращён до 5 лет.
- Пенсионеры, чей единственный источник дохода – пенсия.
- Граждане, получающие пособие по рождению ребёнка или уходу за ним.
При этом исполнительное производство касаемо этих лиц должно идти не менее 1 года, а их имущество нельзя взыскать в счёт погашения задолженностей.
Вне суда обанкротиться могут и те, исполнительное производство касаемо которых длится более 7 лет.
В таких случаях можно прийти в МФЦ и написать заявление с указанием кредиторов и размера долгов.
После 3-дневной проверки МФЦ вносит заявителя в реестр, содержащий данные о банкротстве. При этом заявитель перестаёт быть должным платить кредиторам.
Среди обязательных к погашению долгов остаются те, что не были указаны в заявлении, алименты, долги по зарплате, возмещению морального вреда или вреда жизни и здоровью.
Что нужно знать тем, кто пишет заявление на банкротство?
- Если ваше имущество стоит больше, чем сумма долгов, вам могут отказать в банкротстве.
- Если судом ваш доход будет признан достаточным для оплаты долгов в срок 3 года, будет проведена реструктуризация.
- Если ваш доход мал, суд может потребовать доказательства ваших попыток трудоустроиться.
- Финансовый управляющий не оказывает услуги по сбору пакета документов платно – любые консультации бесплатны.
- Все копии документов (не оригиналы) должны быть заверены и на них должны быть обозначены ФИО заявителя и дата.
- Вознаграждение за работу финансового управляющего можно с помощью запроса суду перечислить до даты первого заседания по делу о банкротстве. Но лучше до подачи заявления внести хотя бы часть суммы.
- Перед подачей заявления следует оплатить госпошлину.
- У должника есть право просить отсрочку отплаты услуг финансового управляющего, а также согласиться на привлечение сторонних специалистов для выполнения этой работы (обозначив предельную сумму вознаграждения).
- Проверьте правильность указания кредиторов и размера долгов.
- Обязательно обоснуйте причины банкротства.
- Описывая причины появления долгов и невозможности их гасить, не увлекайтесь рассказом о тяжёлых жизненных обстоятельствах. Суду в первую очередь нужны правовые основания для банкротства – паре абзацев с чёткими формулировками.
- Заявление по внесудебному банкротству подаётся в МФЦ по месту жительства заявителя.